Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

ШКОЛА ОПИСАТЕЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ (государствоведение) - название группы нем. исследователей - Г. Конрінг, Г. Ахенваль, А. Шлецер, М. Шмейцель и др., которые пользовались методами количественного анализа в исследованиях социальных процессов и явлений и заложили теорет. основы статистики как науки.

Первым термин "статистика" без четкого определения его содержания употребил нем ученый Герман Конрінг (1606 - 1682), который связывал со статистикой проблемы анализа экон. ресурсов, количества и состава населения, вопросы гос. права и др. Это положило начало процессу разграничения статистики от камералістики и полит, экономии.

Обоснование предмета статистики как отдельной науки принадлежит нем. ученому Готфріду Ахенвалю, который в 1749 г. в работе "Очерки новейшего государствоведения передовых европейских государств и республик» очерчивает предмет статистики проблемами государствоведения. Отсюда пошло второе название Ш. о. с. - государствоведение. Г. Ахенваль выходил из семантики термина "статистика", который происходит от пізньолат. "status" - "государство" и итал. "statista" - гос. деятель. Г. Ахенваль понимал статистику как политику, а ее функции - как ознакомление с полет, системами и устройством государств.

Это направление был характерен для Германии, где его представители включали в государствоведения демогр., геогр., этнографические, юридические и др. материалы. Позже в связи с дальнейшей дифференциацией и специализацией наук, статистика приобрела статус специальной науки о количественных характеристиках и статист, закономерности различных процессов и сфер жизнедеятельности общества. Исследования представителей школы политических арифметиків, Ш. о. с., труда Л. А. Ж. Кетле и др. повлияли на развитие "социальной гигиены", "моральной статистики" и стали существенным фактором становления наук, статистики.

Социально-познавательное значение творчества Ш. о. с. заключается в использовании количественных и качественных форм исследования и описания социальных явлений, дифференциации объектов социальных исследований, проявлении определенных социальных тенденций и закономерностей. Эта школа была одним из существенных факторов, который обусловил становление и развитие соціол. науки.