Раздел IV.
БАКТЕРИИ
УРОК 57
Тема. Общая характеристика
бактерий
Цель. Сформировать у учащихся понятие о
бактерии как прокаріотичні организмы.
Основные понятия и термины:
микробиология, прокариоты, бактерии, строение бактериальной клетки (жгутик,
капсула, фотосинтетичні мембраны, пили или фімбрії, мезосома, клеточная стенка,
плазматическая мембрана, рибосомы, запасные питательные вещества, цитоплазма, кольцевая
молекула ДНК), кокки, вибрионы, бациллы, спірили.
Оборудование: таблицы и рисунки с
изображением бактериальной клетки, различных форм бактерий, учебники, рабочие
тетрадки.
Методы и методические приемы: словесные
(рассказ, беседа (подготовительная), рассказ с элементами беседы); наглядные
(демонстрация оборудования); репродуктивные (беседа) и поисковые (эвристическая
беседа, создание и решение проблемных ситуаций), самостоятельная работа с
учебником.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Структура урока
|
Этапы урока
|
Время, мин.
|
1.
|
Организационный
момент.
|
2
|
2.
|
Сообщение
темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
|
3
|
3.
|
Восприятие
и первичное осмысление нового материала.
|
20
|
4.
|
Обобщение
и систематизация изученного.
|
15
|
5.
|
Итоги
урока, аргументация оценок.
|
3
|
6.
|
Домашнее
задачи.
|
2
|
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы, цели и
задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Подготовительная беседа. Какие организмы,
имеют клеточное строение, считают наименьшими? Мельчайшими организмами, имеют
клеточную
строение, являются бактерии. Диаметр
бактериальной клетки в среднем равен одному микрометра. Как, по вашему
мнению, может называться наука, которая занимается изучением этих бактерий ? Изучением
бактерий занимается наука микробиология. В 1 г почвы может содержаться до 100
млн. бактерий, а в 1 см3 только здоєного молока - свыше 300 млн.
Задумайтесь, какая это фантастическое количество! Бактерии приносят людям огромную
пользу, поскольку могут производить много полезных веществ, и наносят большой
вреда, ибо вызывают смертельные болезни.
Минутка-изюминка. На рыбе и мясе
иногда появляется большое количество безвредных бактерий, которые выделяют
зеленовато-голубой свет. Немецкий ученый Е.Дюбуа-Реймон разводил колонии
бактерий, которые светились, в чашках с питательной средой (агаром). Он сумел за
помощью этих бактерий осветить большую комнату светом, подобным яркого
лунного сияния. По вечерам, при этом свете можно было даже читать.
Итак, сегодня на уроке мы подробно
рассмотрим строение бактериальной клетки, формы бактерий и рассмотрим, на которые
систематические группы их разделяют.
План
1. Общая характеристика бактерий.
2. Строение бактериальной клетки.
3. Жизнедеятельность бактерий.
3. Восприятие и первичное осмысление
нового материала.
Общая характеристика бактерий
Рассказ с элементами беседы. На
планете существует бесчисленное количество бактерій. их можно найти везде: в воде и
воздухе, во льдах и горячих источниках, в стратосфере и почве. Бактерии
живут даже на высоте 20 километров над Землей. Это особый вид
желто-оранжевых бактерий, которые находятся там постоянно. В воздухе
пронизано космическими лучами, где температура ниже -50...-55 °С, они
чувствуют себя хорошо и успешно размножаются. Интересно, что со снижением их высоты
количество резко уменьшается.
Какие признаки присущи живым
организмам? Если бактерии мы относим к живым организмам, то нужен ли им
кислород для дыхания? Большинство бактерий может обходиться без кислорода. Некоторые из них
приспособились к жизни даже в воде ядерных реакторів. их споры не погибают
от облучения. Чем питаются бактерии? Выявлены и такие бактерии, которые
питаются мрамором, кирпичом и асфальтом, разрушая тем самым автодороги,
памятники, здания. Японскими учеными было обнаружено группу бактерий, которым
абсолютно не вредит яд. От такого яда гибнут грызуны, доза ее в
половину мг смертельна для человека. А почвенные бактерии питаются этой
ядом, и это не вредит их жизнедеятельности. Бактерии нельзя увидеть
невооруженным глазом, поскольку они микроскопически малых размеров: лишь в четырех
каплях воды - около трех миллиардов бактерий. Размножаются они с фантастической
скоростью. За 6 часов из одной бактерии может образоваться полмиллиона потомков.
В течение суток масса потомков одной бактерии может достичь и млн. 800 тысяч
килограммов, а через неделю она может быть равна массе земного шара. Почему в
природе нет столько бактерий? Существуют ограничивающие факторы (нехватка пищи,
влажности, ядовитое действие продуктов выделения и т.д.) задерживают размножение
бактерий или вовсе останавливают его.
Строение бактериальной клетки
Демонстрация рисунка обобщенной
схемы строения клетки паличкоподібної бактерии. В состав бактериальной клетки
входят структуры, которые есть во всех бактериях, и такие, которые есть у некоторых. Постоянно
имеются: клеточная стенка, плазматическая мембрана, рибосомы, запасные питательные
вещества, цитоплазма, кольцевая молекула ДНК; не во всех бактериях является: жгутик,
капсула, фотосинтетичні мембраны, пили или фімбрії, мезосома (запись терминов на
доске).
Клеточная стенка покрывает бактериальную
клетку, она жесткая и определяет форму и прочность. В ней есть поры, через которые
могут проникать вода и некоторые ионы. По строению клеточной стенки бактерии можно
разделить на две группы: одни окрашиваются специальным красителем
(грамположительные), а другие - нет (грамотрицательные).
Плазматическая мембрана у бактерий имеет
такое же строение и функции, как и еукаріотичних клеток, она окружает протоплазму. В
некоторых бактерий плазматическая мембрана может вгинатися внутрь клетки и образует
так называемые мезосоми и фотосинтетичні мембраны.
Мезосоми - складчатые мембранные
структуры, на поверхности которых расположены ферменты, участвующие в дыхании
бактерий.
Фотосинтетичні мембраны является
местонахождением фотосинтетических пигментов. Там происходит процесс
фотосинтеза у некоторых видов бактерий. Похожие мембранные образования принимают участие в
фиксации азота у азотфиксирующих бактерий.
Рибосомы располагаются по всей
цитоплазме, имеют меньшие размеры, чем в клетках эукариот. В рибосомах
происходит синтез белка.
Из запасных питательных веществ в
бактериальных клетках содержатся жироподобные вещества - липиды, углеводород -
гликоген и некоторые другие.
Цитоплазма не содержит органелл, а
только ферменты.
Почему бактерии относятся к
прокариот?
ДНК бактерий имеет форму кольца и там
содержится вся наследственная информация бактерий.
Жгутик может быть один или несколько,
в основном он длиннее клетку.
Капсула защищает бактерию, она может
быть образована из слизи.
Пили или фімбрії - тонкие выросты на
стенках бактерий. Они короче и тоньше жгутиков и служат для прикрепления
бактерий друг к другу или к некоторой поверхности.
Форма бактерий может быть разная:
паличкоподібна - бациллы, в виде запятой - вибрионы, спиралевидные - спірили. В
шаровидных бактерий (кокков) пары клеток образуют диплококи, цепи -
стрептококки, пластинки, пакеты - сарцины.
Жизнедеятельность бактерий
Питание бактерий осуществляется
путем всасывания питательных веществ через полупроницаемую мембрану. По типу
питания все бактерии делят на автотрофи и гетеротрофы. Вспомните, что есть
характерным для каждого типа питания. Большинство бактерий являются гетеротрофами и
представленные паразитами и сапрофитами.
Бактерии-паразиты живут в тканях
живых животных и растительных организмов, за счет которых они и питаются
(менингококк, гонококк, сыпной тиф, сибирская язва, лихорадка и т.д.).
Сапрофітні бактерии питаются
органическими решками отмерших растений и животных.
Автотрофні бактерии способны
самостоятельно синтезировать органические вещества из неорганических. Среди них есть
фотосинтезуючі (синтезируют органические вещества за счет солнечной энергии) -
зеленые и пурпурные бактерии; бактерии-хемосинтетики (синтезируют органические
вещества за счет химической энергии окисления) - сіркобактерії,
железобактерии, нітрифікуючі.
Бактерии размножаются делением
клетки на две. После удлинения клетки постепенно образуется поперечная
перегородка, а затем дочерние клетки постепенно остаются связанными в
характерные группы. При этом в зависимости от направления плоскости деления и количества
делений возникают различные формы: в шаровидных бактерий пары клеток - диплококи,
цепи - стрептококки, пластинки, пакеты - сарцины. Палочковидные бактерии
также могут образовывать пары и цепи.
Размножение почкованием
случается у бактерий как исключение.
4. Обобщение и систематизация
изученного.
1. Работа с учебником. Задачи:
быстро и внимательно прочитать текст. Класс разделить на две команды. Каждая команда к
прочитанного текста формулирует определенное количество вопросов и записывает их. После этого
первая будет задавать вопросы, вторая - на них отвечать. Потом - наоборот. Это
соревнования на лучший вопрос и лучший ответ (более точную, более полную, более разумную,
веселую, интересную и др.)
2. Выполнение заданий практикума. Решите
кроссворд.
Горизонталь:
2. Группа организмов, в которых выражено
ядро.
4. Организмы, которые способны самостоятельно
синтезировать органические вещества из неорганических.
5. Тонкие длинные нити белковой
природы - отходят от тельца в цитоплазме.
6. Шаровидные бактерии, образованные парой
клеток.
10. Одноклеточные бактерии, имеющие
форму запятой.
11. Бактерии, живущие за счет
живых организмов.
Вертикаль:
1. Группа организмов относительно
небольшая по численности (доядерні организмы).
3. Одноклеточные бактерии, имеющие
форму цилиндра.
7. Эти бактерии питаются органическими
остатками отмерших растений и животных.
8. Бактерия, которая имеет форму цепочки.
9. Одноклеточные бактерии шаровидной
формы.
5. Итоги урока, аргументация
оценок.
6. Домашнее задание. Изучить
соответствующий параграф в учебнике. К тексту параграфа написать шпаргалку. Это
может быть схема, рисунок, краткий текст.