Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии 7 класс

Раздел III. ГРИБЫ И ЛИШАЙНИКИ

 

Тема 2. Лишайники

 

УРОК 56

Тема. Лишайники - симбиотические организмы

 

Цель. Ознакомить учащихся со строением питание и размножение лишайников; определить значение лишайников в экосистемах; их экологическое и практическое значение.

Основные понятия и термины: симбиотические организмы, водоросль, гриб, индикатор, накипні, листуваті, кустистые.

Оборудование: таблица “Лишайники”, гербарные экземпляры накипних, кустистых лишайников.

Методы и методические приемы: словесные (рассказ, объяснение, работа с учебником); наглядные (демонстрация оборудования), практические (выполнение заданий практикума).

Тип урока: усвоение новых знаний.

Форма проведения: урок-путешествие.

 

Этапы урока

Время, мин.

1. Организационный момент.

1

2. Сообщение темы, цели и задач урока.

15

Мотивация учебной деятельности.

 

3. Восприятие и первичное осмысление нового материала.

13

4. Обобщение и систематизация знаний.

12

5. Итоги урока, аргументация оценок.

2

6. Домашнее задание.

2

 

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Рассказ. Лишайники распространены везде. Они могут приспособиться к самым разнообразным условиям существования. Например, накипні лишайники могут выживать на голых скалах.

Сегодня мы с вами будем изучать лишайники; их строение, питание, рост, развитие и размножение, значение этих необычных организмов. Представим себе, что мы совершаем путешествие, будем останавливаться на станциях, чтобы узнать определенную информацию, связанную с жизнью лишайников. Итак, начинаем наше путешествие.

 

План

1. Станция “Географическая”.

2. Станция “Биологическая”.

3. Станция “Исследовательская”.

4. Станция “Экологическая”.

 

3. Восприятие и первичное осмысление нового материала.

Ученики получают задание: во время объяснение учителя нарисовать схему маршрута путешествия с указанием основных остановок и ключевых слов для характеристики каждой остановки.

Станция “Географическая ”

Объяснение учителя. На стволах деревьев, камнях можно увидеть небольшие разнообразно окрашенные пластинки или небольшие “кустики”. Они называются лишайниками. Это своеобразная группа организмов, состоящий из гриба и водоросли. Такие организмы называются симбиотическими, потому что водоросли и грибы помогают друг другу выжить. Благодаря взаимопомощи лишайники и смогли выжить в таких местах, где другие организмы погибли.

Лишайники распространены везде. Они случаются на голых скалах, деревьях, в воде, на железе, стекле, коже и других субстратах. Много их в тропиках, но больше всего - в умеренных и холодных областях суши. Вместе с мхом лишайники образуют покров на болотах в тундре, в песках, в сосновых лесах и т.д. На Антарктическом материке находятся более 350 видов лишайников, а некоторые из них найдены даже у самого Южного полюса.

Лишайник гірофора съедобная распространен в Японии и используется в пищу, экспортируется в страны Юго-Восточной Азии.

Итак, мы можем сделать вывод, что лишайники распространены везде от крайних северных и южных холодных районов нашей планеты к экватору.

 

Станция “Биологическая”

На этой станции вы узнаете о строение лишайников. Лишайники - это своеобразные организмы, состоящие из гриба и водоросли. Под микроскопом можно заметить, что между нитями грибницы разбросаны зеленые клетки водорослей. Нити гриба, плотно переплетаясь, образуют верхнюю, а часто и нижнюю корки тела лишайника. Верхняя корка окрашена в различные цвета благодаря наличию красителей. Тело лишайника называется слоевище или толом (от греческого “талос”, что означает “росток”), то есть вегетативное тело не почленоване на органы - корень, стебель и лист.

Длительное время считали, что лишайники - пример взаимовыгодного сожительства организмов разных видов: гриба, который поставляет водоросли растворами минеральных веществ, и водоросли, которые в процессе фотосинтеза синтезируют органические соединения и передают их грибам. Однако впоследствии ученые пришли к выводу, что гриб паразитирует на водоросли, подавляя ее жизнедеятельность. Все водоросли, входящие в состав лишайников, могут самостоятельно существовать, а лишайниковые грибы же без водорослей погибают.

По форме тела (слоевища) лишайники делятся на накипні, листуваті, кустистые. (Рассмотрение рисунков учебника, таблиц и гербарных образцов).

Накипні лишайники выглядят как тоненькая кожица, которая формируется на поверхности деревьев, камней и т.д. Это самые неприхотливые и простые виды. Они могут жить там, где не выживают другие, например, на голых скалах.

Пластинчатая слоевище листуватих лишайников немного приподнята над поверхностью, прикреплена и похожа на листок. Слоевище кустистых лишайников действительно напоминает кустики, которые растут на поверхности почвы, особенно в тундре.

Как целостный организм, лишайник размножается вегетативно, то есть отдельными участками слоевища или особыми шаровидными образованиями, в которых среди нитей гриба размещены клетки водоросли.

 

Станция “Исследовательская ”

Работа с учебником. Обработка фрагмента статьи о значении лишайников в деятельности человека.

Здесь мы узнаем значение лишайников в жизни человека:

• в сельском хозяйстве, в оленярстві, лишайники - основной корм оленей (“олений мох” - ягель);

• некоторые виды лишайников используются в пищу человеком: аспіцелія съедобная, умбілікарія съедобная;

• еще древние греки, четыре тысячи лет назад, применяли лишайники как лекарственные препараты. Сегодня из них изготавливают антибиотики, поскольку лишайниковые кислоты обладают бактерицидными свойства;

• в парфюмерной промышленности используются для изготовления духов;

• в химической промышленности с лишайников получают лакмус (индикатор - вещество, изменяющее свой цвет в присутствии кислот и щелочей. Этот и другие индикаторы вы будете изучать на уроках химии), краски, красители, спирт.

 

Станция “Экологическая”

Лишайники являются растениями-пионерами. Они разрушают горные породы, выделяя лишайникову кислоту. Эту разрушительное действие завершают вода и воздух. Поселяясь на местах, где другие растения жить не могут, через некоторое время, частично отмирая, образуют небольшое количество гумуса, на котором могут поселиться другие растения, в частности мхи. Впоследствии на месте рост лишайников и всех растений после него образуется почва. Об этом процесс мы говорили в курсе природоведения в 6-м классе.

Лишайники - индикаторы состояния окружающей среды. Они очень чувствительны к загрязнению воздуха. Наиболее стойкими являются накипні, а кустистые и листуваті не выдерживают малейшего загрязнение воздуха, поэтому они не растут у дорог. Особенно вредными для лишайников являются соединения Фтора, Сульфур (IV) оксид - SВ2, Карбон (II) оксид или угарный газ - СО, Азот (II) оксид - NO. Где концентрация SO2 преобладает 0,3 мг/м3, там лишайники не растут вообще.

Хотя, следует сказать, наблюдая за деревьями, которые растут вдоль дорог, вы сможете увидеть и там лишайники. Это свидетельствует о том, что даже эти организмы способны вырабатывать приспособления к условиям окружающей среды.

В Красную книгу Украины занесено 27 видов лишайников.

Демонстрация нарисованных учениками ими схем и определение лучшей.

4. Обобщение и систематизация знаний.

А) Выполнение заданий практикума.

1. Расшифруйте текст и укажите, сколько слов там “спрятано” (13)

 

А

С

Л

А

Н

Ь

К

Г

М

П

С

Ь

А

Я

Б

В

В

И

Ц

Ч

И

В

Л

Г

П

Ч

Ш

Щ

3

И

Н

Е

В

Д

В

В

П

А

Г

М

Е

Л

И

Я

Же

И

Г

И

А

Й

Г

Ю

Д

С

Есть

В

Ф

X

Б

Ц

Ч

Ш

Щ

Ь

Ю

Г

К

Я

В

А

В

Т

Б

В

Г

Д

Г

И

Ф

И

Есть

3

Же

И

И

Й

Д

И

Г

Н

К

Л

М

Н

В

П

В

Г

С

Т

В

Ф

П

Б

А

X

В

Е

Ц

Ц

Ч

Ш

Щ

Ь

Ю

3

Я

В

3

Же

Н

Г

Ч

Л

С

Г

М

Е

М

Ш

К

В

В

Ф

В

В

Н

К

И

И

В

Н

Т

Г

В

Т

П

Н

В

Б

Ф

Л

В

Т

П

Л

В

К

М

С

И

Я

В

Г

В

Л

И

С

Т

В

В

А

Т

И

Же

Щ

3

С

Ц

Г

К

А

М

Г

М

П

С

Б

А

Я

В

Г

Ч

Ш

И

Щ

Ь

Е

Ю

Г

С

Я

К

Же

X

Л

Т

Ю

А

Б

К

В

А

С

Я

Л

Есть

И

Е

Н

Е

К

Л

А

Д

В

Н

И

Я

П

В

Н

Т

Ь

И

Я

Ш

В

Т

Ь

В

К

А

М

Е

Ш

В

Н

А

В

Е

И

 

2. Решите кроссворд.

1. Организмы, которые состоят из триба и водоросли.

2. Группа организмов, среди которых случаются прокариоты и эукариоты.

3. Лишайник, из которого добывают спирт.

4. Лишайники, слоевище которых имеет стеблоподібну форму, прикрепляется к субстрату небольшими участками нижней части.

5. Нити, из которых состоит вегетативное тело грибов (грибница).

6. Взаимовыгодное сожительство организмов (гриба и корней растения и т.п.).

7. Группа гетеротрофных организмов, которые не содержат хлорофилла.

8. Одно из названий тела лишайников.

9. Тело этого морфологического типа лишайников прикрепляется к субстрату отдельными выростами, другие доли талом поднимаются над субстратом.

10. Самый примитивный морфологический тип лишайников.

11. Лишайники, которые являются ценным кормом для северных оленей.

 

 

3. Дополните схему и соедините стрелками название отрасли и то, с какой целью в ней используют лишайники или что с ним изготавливают.

 

Значение лишайников в жизни человека

 

 

4. Проработайте соответствующий материал по учебником и заполните таблицу.

 

Сравнительная характеристика грибов, лишайников и растений

Характеристика

Грибы

Лишайники

Растения

Строение

 

 

 

Способ питания

 

 

 

Размножение

 

 

 

 

5. Итоги урока, аргументация оценок.

6. Домашнее задание. Изучить соответствующий параграф в учебнике.