7.2. Мовленнєвознавчі понятие и пути их усвоения
Результативность обучения языку в современной школе измеряется не столько языковыми
знаниями, умениями и навыками, а уровнем мовленнєвознавчої подготовки,
практическим владением языковыми средствами в зависимости от ситуации общения,
готовностью учащихся к эффективной коммуникации - выполнение роли адресанта (того, кто
создает высказывания) и адресата (того, кто воспринимает высказывания). Усвоение
мовленнєвознавчих понятий формирует коммуникативную компетенцию учащихся.
Мовленневознавство объединяет исследования многих наук о речи и
речевые ситуации и вместе с языкознанием создает научную основу методики
развития речи учащихся в школе. Мовленневознавство ставит в центр внимания
адресанта и адресата (того, кто слушает или читает) и ориентируется на
характеристику речевого акта в совокупности его языковых, прагматических,
психологических и социальных параметре в.1 Понятие мовленнєвознавства
связанные с понятиями таких наук, как психолингвистика, стилистика, риторика,
семиотика, коммуникативная лингвистика и др. Мовленневознавчі понятия (понятия о
вещания),
определены
школьной программе, формируют у учащихся представление о речи как вид деятельности
человека, участников общения и совокупность языковых и позамовних условий
общение. Цель усвоение мовленнєвознавчих понятий заключается в использовании их
как ориентиров для формирования умений и навыков связной речи (во время
восприятие, воспроизведение и создание текстов).
Отбор и смысловое наполнение мовленнєвознавчих понятий обусловлено логикой
обучения языку и речи в соответствии с действующими программами, выработкой речевых умений
и навыков, характеризуется постепенным усложнением и согласованностью
мовленнєвознавчої содержательной линии с языковой, социокультурной и діяльнісною.
Необходимость усвоения мовленнєвознавчих понятий обоснована в трудах
украинских лінгводидактів Я.Мельничайка, М.Пентилюк, М.Стельмаховича,
Г.Шелехової и др. Согласно Государственного стандарта общего среднего
образования Украины речевая содержательная линия учебной программы обеспечивает
выработку и совершенствование умений и навыков во всех видах речевой деятельности
(аудировании, чтении, говорении, письме).
По требованиям программы речевая содержательная линия реализуется комплексно,
інтергативно и предполагает взаимосвязанное гармоничное развитие умений и навыков
учеников из четырех видов речевой деятельности. Разработана система работы с
аудирования, чтения и развития диалогического и монологического вещания, а также
определены требования к владению этими видами речевой деятельности. Усвоение
мовленнєвознавчих понятий требует соблюдения прежде всего
коммуникативно-деятельностного и функционально-стилистического подходов к обучению,
преимущества текстового дидактического материала не только на специальных уроках
развития связной речи, но и на уроках изучения лингвистической теории,
предусмотренных языковой содержательной линией программы. Мовленнєвознавча теория должна
быть усвоена учащимися не столько в виде определений, формулировок и правил, а
как осознание умение осуществлять учебные действия с этими понятиями и правилами.
Усвоение мовленнєвознавчих понятий подчиняется таким частичным принципам:
Розосередженості. Теоретические сведения о мовленнєвознавчі понятия не даются
ученикам сразу. Понятие расчленяется на определенные смысловые части, вводимые
рассредоточено и постепенно с формированием умений выполнять более сложные
речевые упражнения.
Постепенного наращивания содержания понятия. Сначала учащимся дается обобщенное
представление о понятии, затем его содержание дополняется, усложняется.
Практической направленности. Теоретические знания по мовленнєвознавства имеют в школе
исключительно прикладной характер. Знание теории не должно быть самоцелью. Не все
понятия изучаются теоретически. Основные из них сначала усваиваются на практике,
затем осознается соответствующее понятие. Учащиеся должны приучаться выводить
понятия из практики речи.
Сознания. Мовленнєвознавчі понятия не могут быть зазубрены, заученные
наизусть без понимания их сути и содержания, проверенного практикой речи.
Основные мовленнєвознавчі понятия, которые усваиваются учащимися в процессе овладения
речевой деятельностью на уроках родного (украинского) языка, можно распределить
на такие группы: сведения о речи и общения, сведения о тексте, стилях
речи, типы речи, виды, жанры работ.