Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия посбіник

Тема 4. ГНОСЕОЛОГИЯ

 

 

§ 4. Методы и формы познания

Формы познания

 

Анализ и синтез. Анализ - это прием мышления, связанный с разложением объекта, что изучается, на составные части, стороны, тенденции развития и способы функционирования с целью их относительно самостоятельного изучения. Синтез - прямо противоположная операция, которая заключается в объединении ранее выделенных частей в одно целое с целью получить знание о целом путем выявления тех существенных связей и отношений, которые объединяют эти части. Из общего приема анализ может превращаться в специальный метод, например, есть конкретные методы математического, химического и социального анализа. Аналитический метод получил свое развитие и в некоторых философских школах и направлениях. То же самое можно сказать и о синтезе.

 

Абстрагирование и идеализация. Эти методы относятся к общенаучных приемов исследования. Абстрагирование - процесс мисленнєвого выделение, вычленение отдельных признаков, свойств и отношений конкретного предмета или явления, которые интересуют нас в контексте исследования, и одновременно отвлечение от других свойств, признаков, отношений, которые в данном контексте несущественны. Временное отвлечение от ряда признаков, свойств и отношений предметов, которые изучаются, дает возможность глубже понять явление.

Идеализация - относительно самостоятельный прием познания, хотя она и является разновидностью абстрагирования. Результатами идеализации являются такие понятия, как «точка», «прямая» в геометрии, «материальная точка» в механике, «абсолютно черное тело» или «идеальный газ» в физике и т. п. В процессе идеализации происходит предельное отвлечение от всех реальных свойств предмета с одновременным введением в содержание утворювальних понятий признаков, которые не реализуются в действительности. Образуется гак называемый идеальный объект, которым может оперировать теоретическое мышление при познании реальных объектов. Например, понятие материальной точки на самом деле не соответствует ни одному объекту. Но механик, оперируя этим идеальным объектом, способен теоретически объяснить и предсказать поведение реальных, материальных объектов, таких как снаряд, искусственный спутник, планета Солнечной системы и т. п.

Индукция, дедукция, аналогия. Характерным для опытных наук приемом исследования является индукция. Во время использования этого приема мысль движется от знания частного, знания фактов к знанию общего, знанию законов. В основе индукции лежат индуктивные умозаключения. Они проблематичны и не дают достоверного знания. Такие умозаключения как бы «наводят» мысль на открытие общих закономерностей, обоснование которых позже совершают другими средствами. Буквально индукция и означает наведение.

Приемом, по гносеологічною направленностью противоположным индукции является дедукция. В дедуктивном умозаключении движение мысли идет от знания общего к знанию частного. Как специальный термин «дедукция» обозначает процесс логического вывода по правилам логики. В отличие от индукции, дедуктивные умозаключения дают достоверное знание при условии, что такое знание содержалось в посылках. В научном исследовании индуктивные и дедуктивные приемы мышления органически связаны. Индукция наводит человеческую мысль на гипотезы о причинах и общих закономерностях явлений; дедукция позволяет выводить из общих гипотез последствия, которые эмпирически проверяются, и таким способом экспериментально их обосновывать или опровергать.

Аналогия. При аналогии на основе сходства объектов по некоторым признакам, свойствами и отношениями выдвигают предположение об их сходстве в других отношениях. Вывод по аналогии так же проблематичен, как и в индукции, и требует своего дальнейшего обоснования и проверки. Моделирование. Умозаключение по аналогии лежит в основе такого сейчас очень широко распространенного в науке приема исследования, как моделирование. Вообще моделирование через свой сложный комплексный характер скорее может быть отнесено к классу методов исследования, чем приемов. Моделирование - это такой метод исследования, по которому объект, который интересует исследователя, замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому объекту. Первый объект называют оригиналом, а второй - моделью. В дальнейшем знания, полученные при изучении модели, переносятся на оригинал на основании аналогии и теории подобия. Моделирование применяют там, где изучение оригинала невозможно или затруднено и связано с большими затратами и риском.

Наблюдение является исходным методом эмпирического познания. Наблюдение - это целое направленное изучение предметов, опирающееся в главном на такие чувственные способности человека, как ощущение, восприятие, представление; в ходе наблюдения мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах и признаках предмета, который рассматриваем.

Познавательным выводом наблюдения является описание - фиксация средствами языка исходных данных об объекте, что изучаем. Результаты наблюдения могут фиксироваться в схемах, графиках, диаграммах, цифровых данных и просто в рисунках.

Среди богатой классификации видов наблюдения отметим лишь два важных вида наблюдения, которые отличаются установкой на качественные и количественные описания явлений. Качественное наблюдение было известно еще человеку древних времен. Наука нового времени начинается с широкого использования количественного наблюдения и соответственно описания. В основе такого типа наблюдений лежит процедура измерения. Измерение - это процесс определения отношения одной измеряемой величины, характеризующей изучаемый объект, к другой однородной величине, принятой за единицу. Пример - процедура измерения роста или веса человека. Переход науки к количественному наблюдения и измерения лежит в основе зарождения точных наук, то есть открывает путь к их математизации и дает возможность сделать экспериментальную проверку теоретических гипотез более эффективной.

Эксперимент, как и наблюдение, базисным методом на эмпирическом этапе познания. Он включает в себя элементы метода наблюдения, но не тождественен последнему. Он является активным методом изучения объекта, чем наблюдение. Практическое вмешательство в ход исследования в нем связано в основном с поиском приемлемых условий для наблюдения или использования соответствующих приборов, которые усиливают органы чувств человека. Со становлением экспериментального метода ученый превращается из наблюдателя природы в естествоиспытателя. Говоря метафорически, с помощью этого метода ученый находит возможность «задавать вопросы природе».

Выделяют следующие виды эксперимента: 1) исследовательский, или поисковый, эксперимент; 2) проверяющий, или контрольный эксперимент; 3) воспроизводственный; 4) изоляционный; 5) качественный или количественный; 6) физический, химический, социальный, биологический эксперимент. Исследовательский, или поисковый, эксперимент направлен на поиск новых, неизвестных науке явлений или их новых, неожиданных свойств.

Особым видом эксперимента является мисленнєвий эксперимент. Если в реальном эксперименте ученый для воспроизведения, изоляции или изучения свойств того или иного явления ставит его в различные реальные физические условия и варьирует их, то в мисленнєвому эксперименте эти условия являются воображаемыми, но воображение при этом строго регулируется хорошо известными законами науки и правилами логики. Ученый оперирует чувственными образами или теоретическими моделями. Последнее тесно связано с их теоретической интерпретацией, поэтому мисленнєвий эксперимент относится скорее к теоретическим, чем к эмпирическим методам исследования. Мисленнєвий эксперимент нельзя рассматривать как форму практической деятельности человека. Собственно экспериментом его называют лишь условно, поскольку способ рассуждения в нем является аналогичным порядку операций в реальном эксперименте. Кла-сичним примером является мисленнєвий эксперимент Эйнштейна с лифтом, свободно падает. Результатом было формирование принципа эквивалентности тяжелой и инертной массы, положенного в основу общей теории относительности.

То, что Эйнштейн называет «основанным на проникновении в суть опыта интуицией», на самом деле является сложным познавательным приемом, который называют методом гипотезы, в рамках которой и проявляется интуиция исследователя.

В методологии термин «гипотеза» используется в двух значениях: как форма существования знания, характеризующаяся проблематичністю, недостоверностью, и как метод формирования и обоснования объяснительных предложений, которые ведут к установлению законов, принципов, теорий. Гипотеза в первом смысле слова включается в метод гипотезы, но может употребляться и вне связи с ней.

Наилучшее представление о методе гипотезы дает ознакомление с его структурой. Первой стадией метода гипотезы является ознакомление с эмпирическим материалом, подлежащим теоретическому поясненню.Насамперед этому материалу пытаются дать объяснение с помощью уже имеющихся в науке законов и теорий. Если таковые отсутствуют, ученый переходит ко второй стадии - выдвижение догадок или предложений о причины и закономерности этих явлений. При этом он пытается пользоваться различными приемами исследования: индуктивным наведением, аналогией, моделированием и др. Вполне вероятно, что на этой стадии выдвигается несколько объяснительных предложений, несовместимых друг с другом.

Третья стадия - это стадия оценки серьезности предложений и отбора из множества догадок наиболее вероятных. Гипотезу проверяют прежде всего на логическую непротиворечивость, особенно если она имеет сложную форму и разворачивается в систему предложений. Далее гипотезу проверяют на совместимость с фундаментальными інтерноісторичними принципами этой науки.

На четвертой стадии происходит разворачивание выдвинутого предложения и дедуктивное выведение следствий, которые проверяются эмпирически. На этой стадии возможна частичная переработка гипотезы, введение в нее с помощью мыслительных экспериментов уточняющих деталей. На пятой стадии проводят экспериментальную проверку выведенных из теории следствий. Гипотеза или получает эмпирическое подтверждение, или ее опровергают в результате экспериментальной проверки. Однако эмпирическое подтверждение следствий и гипотез не гарантирует их истинности, а опровержение одного из следствий не свидетельствует однозначно о ее ложности в целом.