Вступление к философии Великие философы учебное пособие
Раздел 5
ДУХ АБСОЛЮТА
Иммануил Кант
(1724-1804)
«Меня интересуют только две вещи: звездное небо над головой ты внутренний моральністний закон, что содержится в нас»
Иммануил Кант родился в семье скромного мастера в городе Кенигсберг (ныне - Калининград). Окончил гимназию, а затем - местный университет. Непосредственным учителем Канта был последовательной. X. Вольфа и И. Ньютона, преподаватель Кенигсбергского университета, где после окончания гимназии учился И. Кант, М. Кнутца. Именно он ознакомил любознательного студента с основами естественно-научного знания, воспитал уважительное отношение к разуму и науке, сформировал потребность и способность философского мышления.
После окончания философского факультета И. Кант девять лет работал домашним учителем, затем - магистром, приват-доцентом Кенигсбергского университета. В 1770 году - в год рождения великого Г. Гегеля - И. Кант получает должность профессора. В 46-летнем возрасте Кант получил кафедру логики и метафизики, позднее - должность декана факультета. Дважды философ избирался на должность ректора университета.
В жизни И. Канта был еще один, весьма показательный для представителей мировой философской элиты период - будущий философ почти шесть лет работал помощником библиотекаря Королевской дворцовой библиотеки. Это дало И. Канту возможность прикоснуться к истокам мировой мудрости, взять с интеллектуальной сокровищницы и то, что впоследствии вернулось к ней в прирощеному виде - как научно-философское наследие И. Канта. Рассказывают, что позднее И. Кант почти ничего не читал и даже свои опубликованные труды он прочитывал не до конца! «Библиотечного периода» философу хватило на всю жизнь как для преподавания, так и для теоретических исследований.
И. Кант, кстати, преподавал в университете не только курс философии» а и естественное богословие, антропологию, физическую географию, математику, физику, логику, метафизику и этику. Аудитория И. Канта всегда была переполнена. Лектор поражал философской и научной эрудицией, знанием поэзии и литературы, яркими жизненными примерами, шаржами, логикой убеждения. Один из самых известных «знатоков И. Канта» - Куно Фишер утверждал, что своими лекциями. Кант мог довести слушателей до своеобразного экстаза, потрясения и творчески поискового взлета. После одной из таких лекций пораженный слушатель подарил философу стихотворения, написанного по этому поводу. И. Кант зачитал его перед аудиторией, чем преподнес и еще больше захватил творческий порыв этого студента, которым, как оказалось, был... девятнадцатилетний И. Гердер, «Я имел счастье, - писал впоследствии И. Гердер, - знать одного философа, который был моим учителем. В расцвете своей жизни он владел радостной бодростью юноши, которая, как я думаю, сопровождала его до глубокой старости. Его открытое, созданное для мышления чело было исполнено невозмутимой ясности и радости; щедротна мыслями речь переполняла его уста; шутка, острота, юмор всегда находились в его власти, и его лекция была найзахоплюючою беседой. Так же, как он исследовал Лейбница, Вольфа, Баумгартена, Крузіуса, Юма и следил за законами природы Ньютона, Кеплера и физиков, так же принимал он недавно опубликованные произведения Руссо, его «Эмиля» и «Елоїзу », как и любое, что стало ему известным, открытия в природе, оценивал их всегда и всегда возвращался к не предвзятому предрассудками познания природы и морального достоинства человека. История человека, народов и природы, естественные науки и опыт служили ему источниками оздоровления преподавания и разговоры; он не оставался равнодушным ни к чему, стоящего знания; ни интрига, ни одна секта, ни предубеждения, ни одно стремление авторитета не имели для него никакой привлекательности по сравнению с развертыванием и объяснением истины. Он поддерживал и приятно возбуждал к самостоятельному мышлению; деспотизм был чужим для его духа; этим человеком, имя которого я произношу с най обширнее благодарностью и благоговением, является Иммануил Кант; я с удовольствием вглядываюсь в его образ, что стоит передо мной" (Цит. по: Фишер Куно. История новой философии. Т. III. - С.- Пб., 1864. - С. 62 - 63).
И. Кант учил студентов філософствуванню, т.е. умению рассуждать. Передача конечных и готовых результатов не была у него главной составляющей. Он проводил перед слушателями сам», исследования, показывал научную операцию, на их глазах формировал понятие, включая в такой способ в чтение своей лекции слушателей, и самим методом обучения требовал от них внимания и сосредоточенности. Так же следует читать и труда И. Канта.
В 1786 году. Канта был назначен ректором Кенигсбергского университета, а через два года за поддержкой почти всех членов совета университета избран на эту должность.
И. Кант вел размеренный образ жизни, придерживался выверенного протяжении десятилетий распорядка. Он никогда и никуда не спешил. Как говорят, только два события за всю жизнь смогли вывести И. Канта из равновесия: чтение произведения Ж.- Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании» и взятие Бастилии.
Болезненный от рождения, И. Кант никогда не обращался к врачам. Он полагался на самоорганизацию внутренних жизненных сил организма, на ум и моральную свободу, которую и пестовал в себе как теоретически, так и практически. И. Кант чтил дружбу и друзей, обсуждал с ними свои замыслы относительно будущих философских трудов. Как и Г. Декарт, Т. Гоббса, Б. Спиноза и Г. Лейбниц, И. Кант не был женат, поскольку считал, что семейная жизнь отвлекает от систематических занятий философией.
Первый период творчества (в литературе его называют «докритичним») И. Кант посвятил вопросам естествознания и философии природы. В трудах «Все общая естественная история и теория неба» (1755 год), «Новое освещение первых принципов метафизического познания» (1763 год), «О ложных тонкости четырех фигур силогизма» (1762 год), «Грезы духовидца, объяснены грезами метафизики» философ размышляет над проблемами строения Вселенной, соотношением развития и покоя в природе, классификации видов животного мира, происхождением человеческих рас, вопросами логики и т.д. Как свидетельствуют современные естествоиспытатели, обоснованны И. Кантом положения и суждения в этих областях познания сохраняют свою актуальность и сегодня. Особенно это касается проблемы строения Вселенной и развития в природе.
Второй период творчества («критический») обозначен фундаментальностью главных трудов И. Канта - «Критика чистого разума» (1781 год), «Критика практического разума» (1788 год), «Критика способности суждения» (1790 год). Если в «докритический» период И. Кант находился под значительным влиянием философии X. Вольфа, позже - Дж. Локка и, наконец, Д. Юма, то в «критической» фазе своего философствования он предстает как истинный новатор мысли, как ученый, своим гением преодолевает устоявшиеся каноны, возвышается над философскими противоречиями своего времени, закладывает основы нового типа мышления и новой философии. Главным предметом философских размышлений. Канта стал разум, точнее - его возможности в познании, а еще точнее - архитектоника самого познавательного процесса.
Ф. Бэкон, как известно, говорил о невозможности познания сверхъестественных вещей. Дж. Локк сместил рассмотрение проблемы в другую плоскость: не может быть познания надчуттєвих вещей. Дж. Беркли пошел в этом вопросе еще дальше: нет познания внешних вещей вообще, есть только познание наших ощущений о них (причиной же ощущений, согласно Дж. Беркли, является Бог). Д. Юм попытался преодолеть указанный парадокс «скепсисом»: познание возможно лишь при условии веры человека в тот или иной (материальный или духовный) метафизический стержень. И. Кант решил этот вопрос иначе. Симпатизируя Д. Юму и одновременно відмежовуючись от его скептицизма, он обосновал возможность познания благодаря существованию додосвідних форм чувственности и разума, проанализировал систему функционирования познания, его категориальный каркас и логику. Возможности познания. Кант распространял только на «явления» и ограничивал их «вещами-в-себе». Он попытался достичь компромисса на территории изначального спора «магнатов» философской мысли и, вероятнее всего, достиг этого компромисса, хотя сам, опять же, попал в новый круг философских противоречий.
Такую же компромиссную позицию. Кант занимал и в социально-философской части своего творчества. Увлекаясь идеями французского Просвещения, особенно республіканством Же.- Ж. Руссо, И. Кант в то же время разделял умеренность и социальную взвешенность монархизма X. Вольфа и Д. Юма; подчеркивая авторитетную роль науки, философ считал необходимым сохранить (а кое в чем и углубить) учение о Боге; разделяя взгляды просветителей о необходимости скорейшего преодоления последствий феодализма, И. Кант в то же время органически не принимал какого-либо насильственного произвола народа (в том числе революционного) относительно существующей власти, установленного порядка, образа жизни в государстве. Не только революцию, а даже размышления о ней, о способах свержения верховной власти. Кант, как и его шотландский предшественник Д. Юм считал недостойными, руйнаційними, вредными для государства. На этой компромиссной волны и родились те глубоко конструктивные идеи, с которыми И. Кант вошел в историю социальной философии. Главные из них изложены в таких сочинениях философа, как «Метафизика нравов в двух частях» (1797), «К вечному миру» (1795) и «Идеи всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» (1784).
Прежде всего 1. Канту необходимо было «расквитаться» с Просвещением. Эту акцию философ осуществлял с помощью небольшого по объему, но глубокой по смыслу статьи «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» Просвещение И. Кант называл эпохой «выхода человека из состояния своего несовершеннолетия», то есть такого состояния, при котором индивид еще не взрастил в себе способность самостоятельно (без руководства и излияния со стороны другого) пользоваться собственным умом. Просвещение - это призыв к мужества пользоваться собственным умом. Однако большинство людей, по мнению И. Канта, этого призыва не услышала. Лень и боязливость, вечно злой природа человека удерживают одних в состоянии «несовершеннолетия», побуждают других к опекунства над несовершеннолетними». Это сдерживает исторический прогресс, попирает священные права человека и человечества. Право пользоваться собственным умом наталкивается на ряд ограничений. Просвещение эти ограничения не только не сняло, но и углубило, и, следовательно, своей главной задачи не решило. «Если задать вопрос, живем ли мы теперь в просветительский время, - писал И. Кант, - то ответ будет: нет, но мы живем в век Просвещения» (Кант И. Ответ ы а вопрос: что такое просвещение? / Сочинения: В 6-ти т. -- М., 1965.- Т. 6. - С. 33). Если это так, рассуждает далее философ, то главной проблемой дальнейшего прогресса есть проблема углубления «индивидуальной свободы разума», которая, в свою очередь, не должна ограничивать другую «индивидуальную свободу» в реализации личных возможностей. Функцию согласования «индивидуальных свобод* берут на себя государство и правительство, которые заботятся о общий порядок. Люди должны прислушиваться к требованиям государства, соблюдать их в своих поступках и деятельности. «Рассуждайте сколько угодно и о чем угодно, только подчиняйтесь, - поучал И.кант, - следует повиноваться существующей власти, хоть бы происхождения она имела» (Там же. - С. 29).
Как считает И. Нарський, И. Кант начал сдерживать бег «резвого коня» Просвещения. Однако, по нашему мнению, не ущемляя прогресса, а способствуя ему. Революционность французского Просвещения И. Кант «перевел» в уравновешенное русло социального реформаторства, нравственного совершенствования общества. Именно этому И. Кант и подчинил величественную идею всеобщей истории во всемирно-гражданском плане (вечный мир и правовое государство) и свой знаменитый моральный «категорический императив», который вошел в интеллектуальную сокровищницу человечества как «золотое правило нравственности». Ход всемирной истории, писал И. Кант, свидетельствует, что он осуществляется «согласно плану природы, направленным на совершенное гражданское объединение человеческого рода» (Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане / Сочинения: В 6-ти т. - Т. 6. - С. 21). По его мнению, достижение всеобщего правового гражданского общества является делом чрезвычайно сложным. Делу мешают «вечно злая природа» человека, исправить которую невозможно, и извечный антагонизм человеческого стремления к индивидуальному волеизъявления и потребности общения с подобным себе, то есть потребности жить в обществе. Проблему можно решить только обращением к разуму, предоставлением ему возможностей (т.е. свободы) прийти к действительно человеческой организации общественной жизни. Разум, в свою очередь, также функционирует в соответствии с общими законами природы. Именно поэтому он и выстраивает организацию, что соответствует природе человека. «Такое общество, в котором максимальная свобода под внешними законами сочетается с непреодолимым порабощением, то есть действительно справедливое гражданское устройство, должно быть наивысшим задачей природы для человеческого рода, поскольку лишь посредством разрешения и исполнения этой задачи природа может достигнуть остальных своих целей в отношении нашего рода» (Там же. - С. 13).
Развивая социальные взгляды ПИ. Монтескье и Ж.-Ж. Руссо, И. Кант создал гармоничное учение о правовом государстве, которая Основывается на частной собственности и подчинении всех граждан единым законам. Общественная жизнь в таком государстве должно осуществляться согласно следующим принципам: свобода каждого члена общества, равенство всех подданных, самостоятельность каждого гражданина. Согласно И. Кантом, правовое государство основывается на сочетании свободы лиц, составляющих народ. Каждый гражданин имеет право голоса и должен подчиняться только тем законам, на внедрение которых он дал согласие. Государственная власть должна иметь соответствующую структуру: 1) законодательная власть;
2) исполнительная власть; 3) судебная власть. Наиболее полно этим требованиям отвечает республиканский строй. Здесь же И. Кант обосновывает идею равенства всех перед законом.
В гражданском обществе, подчеркивал И. Кант, человек всегда предстает как самоцель, и никогда как средство для осуществления каких-либо задач. Равенство всех граждан перед законом требует их особого нравственного отношения друг к другу, что основывается на выкристализированном в горниле истории законе «чистого практического разума»: (поступай согласно такой максимой, которая вместе с тем самым может стать всеобщим законом ). «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лицу и в лице всякого другого так, как до мсти, и никогда не относился к нему только как к средству». Указанный закон И. Кант называет «категорическим императивом». «Императивом» потому, что этот закон дает человеку возможность сделать выбор. Как подчеркивал И. Кант, моральным будет считаться то, что «разум» выбирает как «добро».
Не все теоретики и практики сферы моральной регуляции су совместных отношений одинаково поняли, оценили и приняли «категорический императив» И. Канта. Некоторые из них обвинили философа в обедненности этической теории, другие - в сужении сферы функционирования морали, третьи - в упрощении системы моральной регуляции и т.д. Указанные аргументы, между тем, к Кантової теории морали имеют лишь внешний, касательное отношение. И. Кант отнюдь не имел целью ограничивать сферу нравственной регуляции шаблонами обязанности. Он хотел только одного: обеспечить необходимый порядок и надлежащую общественные организации в условиях индивидуальной свободы и равенства всех граждан перед законом. И. Кант хорошо понимал, что общепринятых содержательно определенных правил поведения, которые бы однозначно оценивались каждым гражданином как «моральные», быть не может. «Индивидуальная свобода» принципиально не принимает никакого морального авторитета. Ни одного, кроме своего собственного! Именно поэтому философ и смещает «центр тяжести» моральной регуляции в сторону рационального понимания индивидом своего морального авторитета как такового, что реализуется «через другого» - не менее авторитетного (ведь «все равны перед законом» ), чем свой собственный.
«Формальный» нравственный закон оказывается не таким уж формальным: опираясь на разум, собственное понимание «добра» и «зла», каждый гражданин должен соблюдать законы, выполнять свои обязанности в такой ориентации на другого, как на самого себя, то есть, что является тем самым, на себя мое на другого. Если в чем и можно обвинять И. Канта, то только в недоверии к замечательному опыту личности. Главную же доминанту моральной регуляции общественных отношений в условиях полной индивидуальной свободы И. Кант блестяще воссоздал. Ничего более фундаментального в этой отрасли социально-философского знания человечество не достигло».
Эволюция общей истории человечества во всемирно-гражданском измерении, согласно И. Кантом, должно привести к принципиально нового мирового порядка - до «вечного мира», который предстает как идеал общественной жизни, философ не принимал войну, революцию, межнациональные и межгосударственные конфликты. По его мнению, война - это прямое и непосредственное нарушение оценки человека как самоцели. «Никакой война быть не должно», - подчеркивал И. Кант. Достижения же вечного мира не является простым делом. К миру можно прийти только через создание соответствующих условий - через организацию «федерацию» всех народов планеты, которые сохраняют в ее (федерации) лоне свою свободу и политическую независимость. Указанная федерация, согласно И. Кантом, не должна быть «государством народов». Она должна образоваться как «союз народов» на основе межгосударственных договоренностей, невмешательства во внутренние дела суверенных государств, развитии торговых и культурных отношений и т.д.
Обобщая опыт международного (и межгосударственного) общения народов, основательно владея теорией вопроса, И. Кант формулирует правила (статьи договоренности), которые являются необходимыми условиями достижения вечного мира: ни одна из мирных соглашений не может быть признана мирной, если в ней неявно сохраняются основы для будущей войны; ни одно из государств не должна быть зависимой от другого государства; постоянные войска должны со временем исчезнуть; государственные долги не следует использовать как предмет внешнеполитических дел; ни одно из государств не имеет права вмешиваться во внутренние дела другого государства и т.д. Эти положения философ называет предварительным.
Что же касается конечных (сущностных) статей соглашения государств о вечный мир суждения И. Канта: гражданское устройство каждого государства должно быть республиканским; международное право должно быть основано на федерализме свободных государств; право всемирного гражданства должно быть ограничено условиями всеобщего гостеприимства и т.д. Далее философ анализирует гарантии вечного мира, соотношение морали и политики, обосновывает моральные принципы политики, ее истинные задачи и принципы осуществления.
Кое-кто из современников И. Канта считал идею «вечного мира» Утопической. Практика это мнение опровергла. Опережая Время, И. Кант обосновал реалистичный идеал сотрудничества народов и государств, указал на средства и пути его достижения, чем, собственно говоря, задал человечеству гуманистическую парадигму будущего, определил магистральное направление развития всемирной истории, заложил морально-рациональные основы реформационного процесса цивилизации. Как социальный философ, И. Кант является «звездой первой величины». Он стоит наряду с такими всемирно признанными интеллектуальными гигантами, как Конфуций и Платон. У него черпают новые конструктивные идеи мыслители последующих эпох. В нашей социально-философской литературе «феномене. Канта» исследовали, к сожалению, фрагментарно. Его истинное величие как социального философа нам еще предстоит от крыть.
Учение И. Канта - как обще-философское, так и социальное - пропагандировали и защищали, критиковали и отвергали, объясняли и развивали, другими словами, оно испытало на себе (и выдержало!) противоречивый спектр отношений со стороны следующих теоретиков. К И. Канта приезжали учиться будущие гении и эпигоны философской мудрости. Под прикрытием авторитета И. Канта публиковали оригинальные философские труды. От И. Канта начинают свой отсчет новые философские направления. Еще при жизни он был признан гениальным мыслителем. Таким он и вошел в историю философии навсегда.