ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ.
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Раздел 9.
МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
9. 2. Анкетный опрос
Среди распространенных методов опроса респондентов важное место занимает метод анкетного опроса. Чрезвычайная популярность этого метода объясняется разнообразием и качеством социологической информации, которую можно получить с его помощью. Данный метод основывается на высказываниях отдельных лиц и проводится с целью выявления тончайших нюансов в мнениях респондентов.
Анкетный опрос начинается с формулировки программных вопросов, перевод с языка науки на вопрос, обращении к респондентам. Для чего необходимо это перевод? Существует большое различие в научных терминах и будничной языков! людей, поэтому разные понятия могут иметь для простых людей и ученых не совпадающие интерпретации. Иногда опрашиваемый вообще не знает значения того или иного понятия. Итак, если не учитывать особенностей формулировки вопросов в анкете, то даже при соблюдении всех остальных требований методики анкетного опроса, можно получить ошибочные результаты.
В процессе перевода исследовательских (программных) вопросов в анкетные вопросы цель социологического исследования становится все менее ясной. Кстати, ученые - социологи считают, что чем лучше проект анкеты, тем менее ясной является тема исследования для читателя, опрашиваемых или заказчика. Но именно в этом и заключается научная мастерство социолога, который желает получить объективные ответы. Как говорят, хитрым должен быть не вопросник, а интервьюер.
Анкета, как правило, начинается с преамбулы - обращение к респонденту. В нем указывается, кто проводит исследования, описывается цель исследования, характер использования результатов, подчеркивается анонимный характер, способ заполнения анкеты, а также выражается благодарность (она возможна и в конце анкеты) за участие в анкетировании. Далее идет основная часть анкеты, которая содержит блоки вопросов к опрашиваемых, и третья часть - паспортичка, в которой представлены сведения об опрашиваемых (пол, возраст, образование, место проживания, социальное положение и т. д.).
Приведем некоторые требования к самой анкеты и анкетного опроса:
• опрос не должно длиться более 30 - 40 минут в связи с тем, что респондент устает, и последние вопросы остаются обычно без полноценных ответов, за это время прорабатывается 25 - 30 вопросов;
• важно, чтобы интерес к предмету опроса не спадал, а постепенно повышался. Поэтому более сложные по содержанию (и пониманием) вопросы должны следовать за более простыми;
• первый вопрос не должен быть ни дискуссионным, ни настораживающим. Пусть лучше оно будет нейтральным;
• трудные вопросы целесообразно поместить в середине анкеты, чтобы респондент "включился" в тему;
• вопросы должны быть ясными, четкими и понятными всем респондентам;
• вопросы должны соответствовать логическим требованиям: вначале речь должна идти об установлении того или иного факта, события, а потом уже о его оценке.
Если в анкете появляется новый раздел, то необходимо "подвести" опрашиваемого к новой теме. Обычно это делается с помощью обращения в определенной форме до респондента, например; "А теперь мы просим Вас высказаться о том-то...".
По предметному содержанию вопросы анкеты делятся на:
• вопросы о фактах, с помощью которых получают информацию о социальных явлениях, о состоянии дел в коллективе, о поведение и действия самого респондента, его возраст, пол, образование, социальное положение и т. д.;
• вопрос о знания, цель которых - выяснить, что знает и что может сообщить респондент. Как правило, это вопросы, которые имеют целью выявить уровень информированности респондента и его знаний в определенной области. Такие вопросы могут содержать задания, экспериментальные и игровые ситуации;
• вопрос о мнении респондента, они имеют целью зафиксировать факты, пожелания, ожидания, планы на будущее и могут касаться любых проблем и личности самого респондента;
• вопрос о мотивах, призванные вызвать субъективное представление человека о мотивах своей деятельности.
По своей логической природе вопросы классифицируются таким образом:
• основные вопросы, ответы на которые являются основой построения выводов о явлениях, которые изучаются. Именно они составляют большую часть анкеты;
• вопросы - фильтры ставятся для того, чтобы отсеять некомпетентных лиц при опросе по проблемам исследования или же для того, чтобы выделить часть респондентов из всего массива по языковому признаку;
• контрольные вопросы служат для проверки устойчивости, правдивости и непротиворечивости ответов, определение их подлинности и искренности. Контрольные вопросы обычно располагаются в анкете на некотором расстоянии как от основного, так и друг от друга. Разновидностью контроля может быть повторный вопрос с сохранением тех же условий - на весь объем выборки (панельное опроса) или на 5 - 10 процентов лиц, уже опрошенных ранее;
• вопросы, которые наводят на мысль, помогают респонденту в правильном осмыслении основного вопроса, найти точный ответ.
По своей психологической функцией, определяющей отношение респондента к самого факта анкетирование и до тех вопросов, на которые ему надо будет отвечать, последние делятся на:
• контактные вопросы, которые служат установлению контакта с респондентом. их цель - создать интерес к исследованию, вдохновить принять в нем участие. Как правило, это первый или один из первых вопросов анкеты, которое по форме должно быть достаточно простым и касаться самого респондента, будто настраивать его на заинтересованное участие в анкетировании.
• буферные вопросы, как правило, начинаются с общей формулы: "Как Вы думаете?" - и дальше идет описание новой проблемы. Цель этого вида вопросов - перевести внимание респондента с одной проблемы на другую;
• прямые вопросы направлены на выявление отношения респондента относительно проблемы, которая изучается, ее оценку с его собственной позиции;
• косвенные вопросы позволяют респонденту бы скрыть свою собственную позицию и усилить критический акцент своих высказываний. Респондент здесь отвечает на вопросы от имени группы, коллектива, в безличной форме. Такие вопросы ставятся и тогда, когда прямые вопросы не удобно задавать или есть предостережение, что на них не будет получен искренний ответ.
По характеру ответов на поставленные вопросы они делятся на следующие виды:
• открытые вопросы предполагают свободную форму ответа: "Скажите, пожалуйста, что могло бы содействовать повышению Вашего интереса к политике?";
• вопросы закрытого типа: "Чем Вы занимаетесь в свободное время? Просим ответить на те из ниже перечисленных вариантов, которые совпадают с Вашим мнением: 1) посещаю родных и знакомых; 2) встречаюсь с друзьями; 3) слушаю радио; 4) читаю книгу; 5) занимаюсь рукоделием";
• вопрос полузакрытого типа основано на добавлении к списку ответов фразы: "Укажите другие виды занятий". Вопрос дает возможность не только указать варианты ответов, которые приводятся в анкете, но и выразить что-то свое.
• вопрос-меню позволяет выбрать любое сочетание вариантов предлагаемых ответов;
• шкальные вопросы - ответ на этот вопрос дается в виде шкалы, в которой необходимо отметить тот или иной показатель;
• дихотомічні вопрос: "верите Ли Вы в гороскопы и астрологические прогнозы?" Ответ: "Да-нет".
После того, как исследователь определился с содержанием вопросов, особое внимание нужно предоставить упорядочению анкеты. Верстка анкеты предполагает не только компоновку вопросов и их последовательность, о чем уже шла речь, а также и художественно-техническое оформление анкеты. Все разделы анкеты можно выделить отличным от основного шрифтом. Хорошо использовать разный шрифт при печатании вопросов и ответов, при возможности использовать цветную печать. Можно использовать рисунки для повышения интереса к анкеты, снятие психологической усталости респондента. Иллюстративно могут быть оформлены и некоторые вопросы, что разнообразит технику заполнения анкеты.
Когда анкета составлена, надо осуществить пробное (пілотажне) опрос, в ходе которого проверяется содержание анкеты, формулировка и последовательность вопросов и вариантов ответов и т. д. Пробное опрос охватывает небольшое количество человек (20 - 30 человек), отобранных по основным характеристикам, которые определяются темой, целью и задачами исследования. После тщательного анализа результатов пилотажа и исправление ошибок в анкете можно переходить к массового опроса.
По способу распространения анкет опросы подразделяются на:
• раздаточные, когда анкетер лично вручает анкету и ждет, пока она заполняется, и тут же получает ее - очное раздаточное опрос, либо получает заполненную анкету через несколько дней - заочное раздаточное опроса;
• почтовое - анкета по предварительной договоренности высылается и получается почте;
• прессовое - анкету предлагают заполнить читателю газеты или журнала и прислать в редакцию;
• телетайпні (по этому способу распространения и сбор анкеты осуществляется через электронную связь).
По типу исследовательских задач опросы бывают:
• стандартизированное - нацелено на получение статистической информации;
• фокусированный - собираются данные по условиям конкретной ситуации;
• глубинное - направлено на получение поисковой информации.
По уровню компетентности респондентов различают:
• массовый опрос (мнение неспециалистов по той или иной теме);
• массовый опрос в сотрудничестве с исследователем (предполагает информационную помощь респонденту со стороны анкетера в осмыслении ситуации, что анализируется);
• симптоматический опрос (достаточное знание у респондента общей информации без глубокого осмысления целей и задач исследования);
• экспертный опрос (опрос специалистов по проблеме, что изучается).
Основными этапами осуществления анкетного опроса являются:
• подготовительный этап - он включает разработку программу опроса, составление плана и сетевого графика работы, проектирование анкеты, ее апробацию, тиражирование анкеты, составление инструкций для анкетера, респондента и других участников опроса, подбор и подготовка интервьюеров, анкетерів, решение организационно-технических и финансовых проблем);
• оперативный этап - сам процесс анкетирования, который также имеет свои собственные стадии и подэтапы;
• итоговый (результирующий этап - обработка и анализ полученной информации, оформление отчета.
Итак, с помощью метода анкетного опроса мы можем собрать основную массу социологической информации, но чтобы она была более достоверной, можно сочетать его с другими методами: анкетирование и наблюдение, анкетирование и свободное интервью.