Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политология

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, РАЗВИТИЕ, КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ

2. Концептуальные основы современной сравнительной политологии

Концептуальные основы современной сравнительной политологии проявляют себя в определении таких понятий, как «политика», «власть», «государство». Важнейшая роль в политической компаративистике принадлежит сравнительному методу и такому базовому понятию сравнительного анализа, как национальное государство.

Политика является одним из ключевых понятий политической науки. Политика - это сфера отношений различных социальных групп и индивидов по поводу использования институтов публичной власти для реализации своих социально значимых интересов и потребностей. Политика - это ограниченное применение власти. Изучение политики - это изучение природы ограничений и техники применения социальной власти в рамках данных ограничений.

Понятие политика, как правило, определяется как борьба за власть и осуществления власти. Политика имеет дело с распределением ценностей, которые есть в ограниченном количестве. Круг лиц, которые принимают непосредственное решение, является обычно небольшим и определяется понятием «элита», тогда как связанное с ним понятие «массы» фиксирует ту большинство членов общества, что есть или вообще отстраненной от принятия решений, или влияет на этот процесс косвенно.

Еще одним ведущим понятием в политических исследованиях есть власть. В политической науке насчитывается более 50 определений этой категории. Самые известные из них: власть - это способ достижения соответствующей цели, получения ожидаемых результатов; власть - разновидность отношений между управляющим и управляемым; власть - возможность принятия решений, регулирующих распределение благ в конфликтных ситуациях.

Власть эффективна тогда, когда существует убеждение, что приказание будет выполнено подвластным индивидом. Адекватное понимание власти невозможно без учета позиции того, кто должен подчиняться.

По мере усложнения отношений социальных групп и организаций, появления необходимости принятия упорядоченных решений в обществе вырабатываются соответствующие регулировочные процедуры, определенные рамки. В масштабах отдельной страны (отдельного микросоциального организма) роль таких рамок играет государство. Государство - это единственный регулятор законного применения силы в пределах данной территории. Однако насилие - это не стабильный источник власти. Эффективно функционирует та и только та государственная власть, которой удается сформулировать и поддерживать в народе убеждение, что существующий строй больше всего соответствует определенному обществу. М. Вебер определил власть как легитимную.

Заметим: государство только тогда является государством, когда представляется оправданной ее претензия быть единственным регулятором применения силы со стороны других социальных институтов и частных лиц.

На политической карте мира находим более 200 суверенных государств, которые имеют международное признание. Среди современных государств далеко не все являются национальными. Кроме того, надо иметь в виду, что в определенных процессах (рост международной торговли, усиление транснациональных корпораций в экономике, создание таких региональных политических объединений, как ЕС) национальное государство теряет актуальность. И все-таки в современном мире национальное государство, как и раньше, остается главной формой политической организации, а в сравнительной политологии национальное государство рассматривается как базовая аналитическая единица.

Способы сравнения, которые применяются в социальных науках, достаточно разнообразны. К ведущим относятся: сравнительно-сопоставительный метод, ориентированный на проявление природы разнородных объектов; историко-типологическое сравнение, историко-генетическое сравнение. Искусство компаративистики заключается в умелом использовании и комбинировании всех этих подходов. Однако в сравнительной политологии преимущественно применяется первый из них. Именно сравнительно-сопоставительный метод дает возможность последовательно осуществлять кроснаціональне сравнения (сравнение стран между собой), без которого политическая компаративистика невозможна.

Однако бессознательное применение сравнений еще не создает компаративістської исследовательской практики, так же, как действия по принципу «проб и ошибок» по имеющейся, на первый взгляд, подобия научного эксперимента таковыми не являются. Специфика сравнительных специальных наук заключается именно в том, что сравнение выступает здесь как метод, который дает возможность перейти от описания (что? когда? как?) к ответу на более фундаментальные вопросы выявления и объяснения причинових (казуальных) связей.

Краткое знакомство с определениями понятий «политика», «власть», «государство», «национальное государство» методологией сравнительного анализа являются необходимыми концептуальными основами и предпосылкой исследования политических процессов, политических институтов.