Экономика
Файлы
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ УКРАИНЫ

Раздел IV

Культура Украины в ХVIIVIII вв.

 

ВЛИЯНИЕ УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА РАЗВИТИЕ

КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ РОССИИ

 

В казацкую сутки Украина занимала видное место среди государств Восточной Европы. Чигирин стал центром, куда приезжали для политических и деловых контактов послы Молдавии, Швеции, Валахии, Польши, Турции. Велись переговоры с Францией, Англией. Это была не только гетманская, но и политическая столица Украины.

Однако начиная с середины XVII ст. Москва пытается нивелировать, покорить Украину, ассимилировать ее так, чтобы даже слово “Украина” исчезло. Ограничивалась суверенность, а вскоре и автономия. Целью политики Московского государства было покорить украинский народ духовно, лишить его научного и образовательного потенциала. Московии нужны были кадры - от учителя до ученого, а в тогдашней России таких учебных заведений практически не было, единственным источником научных кадров, близких по вере и языке, была Украина. Еще переяславских сделок Московия обращалась за интеллектуальную помощь до Киева, но нестабильная политическая ситуация не давала возможности выполнить просьбу. После воссоединения с Украиной в Москву уехало много ученых, учителей, специалистов разных отраслей знаний.

При дворе царя Алексея Михайловича украинские культура и образование были очень популярными. Выпускники Киево-Могилянской академии Симеон Полоцкий, учитель царских детей, Епифаний Славенецький, Феодосий Сафонович и другие активно влияли на становление московской культуры: зарождаются театр, хоровое пение, литература, а за царя Федора, воспитанника С. Полоцкого, при дворе стало общей модой все украинское - от одежды до стола.

Существенное влияние оказывала и украинская церковь: строятся храмы в украинском стиле, а расписывают их мастера из Украины, распространяется украинское барокко, многоголосные песнопения привезли с собой украинские певцы. Боярин Ртищев и школы, руководимые им, приглашают учителей из Киева. Поступают из Украины и книги - “Требник” и “Лифос” П.могилы, произведения И. Галятовского, М. Смотрицкого, И. Гизеля и др. “Руно орошенное” Д. Туптало выдержало 8 изданий. К Москвы выписывали много сапожников, портных, садовников. Туда перебирались ученые, писатели, педагоги, монахи. Грамматика М. Смотрицкого и “История” И. Гизеля были обязательными учебниками в московских школах. По словам А. Архангельского, “киевляне, несмотря на предубеждение против них в Москве, с второй половины XVII в. были хозяевами положения в московской Руси. Самые лучшие, самые выдающиеся ее деятели”.

После Полтавской битвы положение Российской империи укрепилось и одновременно усилилось давление на Украину. Петр И еще активнее использовал потенциал украинской культуры для России. Так, Стефан Яворский стал митрополитом Рязанским, Феофан Прокопович - заместителем президента святейшего Синода. В Синоде и учебных заведениях всех уровней было много украинцев. Почти все епископские кафедры были за ними, что способствовало распространению образования. Так, Гавриил Бужинский был префектом славяно-греко-российской академии, Сильвестр Головацкий - ректором Казанской коллегии, Варлаам Ієницький основал семинарии в Суздале, Пскове, Коломне, Астрахани; Вельямина Пуцек-Григорович и Илларион Рогалевський - Казанскую духовную академию и др. В отдельных епархиях украинцы работали как миссионеры. И. Кульчицкий, епископ Иркутский, основал школы для монголов, И. Нерунович обращал в православие тунгусов, Ф.Лещинський выполнял миссию среди камчадалов и калмыков. Российский Синод, учитывая их опыт, в 1742 г. обратился к Киевской академии с просьбой обобщить методики проповедей христианства среди калмыков.

Украинцы имели большой авторитет как педагоги. После основания новых школ Синод приказал откомандировать в Московии учителей, аргументируя это тем, что “в Киево-Печерском монастыре живут мужи, способны к изучению философии, риторики и пиитики”. Они вводили свои методы обучения, язык, учебники. Характерно, что О. Сумароков жаловался на педагогов-украинцев, которые испортили русский язык, поскольку все школы были укомплектованы ими.

Посланцы Киева способствовали распространению в Москве силлабической поэзии, драматической литературы и театра. Россияне ознакомились с драматическим произведением С. Полоцкого, Д. Туптало, Ф. Прокоповича, Л.Горки, С. Ляскоронского; были учреждены театры в Казани, Тобольске, Новгороде и других городах.

Поскольку выходцы из Украины свободно владели греческом, латинском, немецком, французском, польском, итальянском, турецком языках, они работали в разных учреждениях, во всех иностранных посольствах в Лондоне, Париже, Пекине, Лейпциге, Варшаве.

Украинские ученые заложили основы российской науки: экономист А.Рубановський, агроном Есть. Десницким, ориенталист С. Тодоровский и др. Обычным явлением было то, что выходцы из других стран в России становились национальной гордостью. Так, украинец В. Капнист стал “русским” поэтом, украинцы М. Березовский, Д. Бортнянский и А.Ведель - создателями “русской” музыки, Боровиковські отец и сын стали гордостью “русского искусства” и др.

Следовательно, образовательные, художественные, научные воздействия Украины на формирование и развитие русской культуры неоспоримы.