Экономика
Файлы
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ УКРАИНЫ

Раздел IV

Культура Украины в ХVIIVIII вв.

 

КАЗАЦКИЕ ЛЕТОПИСИ

 

Истории Запорожской Сечи посвящено многочисленные разведки - от сугубо популяризаторських до капитальных работ. Различными исследователями это явление освещается по-разному: и как целостный процесс, и как отдельные его составляющие или персоналии. В течение последнего столетия увидели свет фундаментальные труда Д. Яворницкого, М. Андрусяк, В. Голобуцкого, М. Грушевского, И. Крипякевича, О. Оглоблина, Н. Полонской-Василенко, В. Антоновича и многих других. Сейчас интерес к казацкой эпохи существенно повысился.

Первоисточники истории возникновения, становления и развития Запорожья долгое время были неизвестны исследователям. В ходе работы с периодическими изданиями прошлого века сложилось впечатление, что авторы воспроизводили не настоящую, а эмпирическую историю. И только в 1841-1845 гг. А. Скальковский, который нашел и обнародовал архив Запорожской Сечи, ввел в оборот оригинальные документы, частично их обработав, заложив основы научного подхода к проблеме. Правда, он сам так и не смог в полной мере постичь значимости этих материалов.

При активном участии А. Бодянского, ученого секретаря “Общества истории и древностей Российских”, в 1846 г. увидел мир “Летопись Самовидца о войнах Богдана Хмельницкого и о міжусіб'я, что были в Малой России, и о его смерти”. Автор летописи был скромным человеком, что было в традициях летописцев, поэтому имя его неизвестно. Он, как свидетельствует текст, был непосредственным участником войны Б.хмельницкого и, наверное, дожил до конца XVII в. Сразу же после выхода труда разгорелась дискуссия о личности Свидетеля - кто он, казак или лицо священного сана. Мы в большей степени склонны к версии, что это был казак. Ведь казаки были образованными людьми. Лексический анализ также дает основание для такого утверждения.

Очевидец рассказывает о событиях, которые происходили в Украине, и связывает их с процессами в соседних государствах - России, Польши, Молдавии. Освещается деятельность сподвижников Бы. Хмельницкого, не остаются без внимания исторические деятели соседей - русского царя Алексея Михайловича, Степана Разина и др. Он, наверное, пользовался архивом Коша Запорожского, поскольку в летописи приводится ряд документов о дипломатических миссии запорожцев, точные цифры численности реестрового казачества и т.д.

!существует версия, что мог быть Очевидцем Роман Ракушка-Романовский - общественный деятель времен Руины.

“Летопись Самовидца” имеет неординарную ценность для ученых. Он дает возможность основательнее изучить сутки казачества и личностей, которые ее творили.

Первая казацкая летопись анонимный, а следующие - авторские. Григорий Грабъянка и Самойло Величко заключили своды, где рассказали о казачество с той полнотой освещения материала, которая была им доступна. Бесспорно, оба авторы знали “Летопись Самовидца”, но каждый истолковал события по-своему.

Несмотря на то, что основная тема произведения Г. Грабянки - события освободительной войны 1648-1654 гг., он видное место отводит вопросу происхождения казачества, полемизирует с польскими писателями Коховським, Стриковським и Гвагніним, возражая им в том, что слово “казак” происходит от слова “коза”, и делает попытку вывести происхождение сечевиков от скифов. Аргументация довольно наивная, но заслуживает на внимание.

Он ярко описывает быт и жизнь казаков, их моральные принципы, утверждает, что за ложь, блуд и срам винный мог быть наказан на смерть.

Г. Грабъянка искренне болеет за судьбу Украины, особенно после Люблинской унии 1569 г. Его возмущают притеснения казаков и людей, которые стали почти бесправны и отданы на откуп помещикам и арендаторам, народ был обречен на вымирание.

Образ Б. Хмельницкого освещается достаточно объективно и, исходя из контекста, с большим уважением.

Летопись Г. Грабянки и сегодня является ценным первоисточником. К нему прилагаются два реестра Войска Запорожского - к Б. Хмельницкого и после его смерти. Г. Грабъянка вводит в летопись словарь непонятных слов, что облегчает восприятие произведения. Впервые текст летописи был опубликован 1793 г. в журнале Ф. Туманского “Российский магазин”.

Наиболее фундаментальным трудом является четырехтомный “Летопись” С.Величка. Несмотря на пробелы, касающиеся 1649-1652 гг., автор доносит до читателя много источников. В летописи использованы цитаты и ссылки на иностранных авторов, представлен большой объем информации.

Автор “Летописи” не отделяет Украине 1648-1654 гг. от исторического развития стран, с которыми ее свела судьба, приводит много цитат из исторических трудов зарубежных авторов, часто на языке оригинала. В частности, он цитирует немецкого историка Пуффендорфа, который рассказывает о Бы. Хмельницкого и его окружения.

“Летопись” С. Величко по жанровым особенностям относится к художественно-литературного исследования. Этот жанр допускает возможность изложения определенной гипотезы видение проблемы. Автор утверждает, что украинский народ выживет, несмотря на все попытки соседей свести его с исторической арены. Свои доводы он подкрепляет словами Стефана Батория: «...король хотел решительно истребить козачество, но не успел, и сказал незадолго до кончины: “Из этих лотриков-козаков образуется когда-то самостоятельное государство”».

“Летопись” С. Величко впервые было издано в Киеве 1858 г. “Временною комиссиею для разбора древних актов”.

В всех казацких летописях есть одна особенность: их авторы воспроизводили действительность не такой, какой она была, а такой, какой должна была быть по их представлениям. О это метко сказал I. Франко: Собственно в казацких летописях Самовидца, Грабянки, Величка и их преемников и компиляторов таких, как Боболинский, Лукомский, Ригельман и т. п., было бы интересно проследить рост этой легенды о Хмельнитчину, что в значительной степени заслонила перед ними правдивую действительность. С литературной точки зрения это явление очень ценное, способное будить пыл в широких массах народа: аж в XIX веке мы увидели его значение для национального возрождения и формирования наших политических идеалов... Отся грандиозная конструкция Хмельнитчины, конструкция более литературная, чем историческая, была... главной заслугой казацких летописей”.