Раздел IV
Культура Украины в ХVII-ХVIII вв.
“УКРАИНСКОЕ" БАРОККО
Во второй половине XVII в. в Украине
распространяется стиль барокко, который стал целостной художественной системой, под влиянием которой
развивались все виды и жанры искусства.
В его рамках развивались
идейно-стилевые тенденции: официальное аристократическое барокко “высокое”, “среднее”
и “низовое”. Последнее тесно связано с фольклором. Искусство барокко
отмечается динамизмом, склонностью к аллегорического отображения действительности,
великолепием и театралізацією, что усиливало эмоциональное воздействие на зрителя. Форма
приобретает самостоятельное значение.
В каменном культовом строительстве
выделяются два направления. Самобытный прием композиции храма - тридильна
трехъярусная (редко одноэтажная) сооружение и хрестовидні пяти-,
семи-, дев'ятидільні сооружения с 5, 7, 9 куполами. Это Троицкая церковь в Плотности
(1671), Покровский собор в Харькове (1689), Ильинская церковь в Киеве (1692),
Надвратная всехсвятская в Киево-Печерской лавре (1696-1698), Вознесенский собор
в Переяславе (1700), Георгиевская церковь Выдубицкого монастыря в Киеве
(1696-1701), Воскресенская - в Сумах (1703), Екатерининская - в Чернигове (1710)
и др. Второе направление - сочетание трансформированного древнерусского храма с
классической композицией фасадов: собор Троицкого Ильинского монастыря в
Чернигове (1679), собор Мгарского монастыря возле Лубен (конец 1689-1709)
и др.
Удивительное разнообразие архитектурных
форм “украинского” барокко обусловило их багатоджерельність. Здесь творчески
соединились европейские достижения с традициями народной деревянной архитектуры.
Живопись также вобрал в себя лучшие
достижения барокко - богатый декор, позолоту, сложную композицию, соединив их
с традициями народного творчества. Наряду с существующими культурными центрами - Львовом, Киевом - сформировались новые художественные
школы в Чернигове, Новгород-Северском, Жовкве. В храмовых росписей входят
пейзаж, портрет, жанровая картина. Выдающимися мастерами живописи были І.Бродлакович,
Ы. Кондзелевич и И. Руткович. Эпоха барокко оставила большое количество памятников
резьбы, деревянной скульптуры, удивительных многоэтажных иконостасов,
украшались особенно пышно.
Украинская музыка эпохи барокко -
наивысшее достижение национального искусства. Ведущим жанром стал многоголосый
партесное пение. Заметную роль в его распространении сыграли братские школы. Эту
течение представляли композиторы Есть. Завадовский, М.Замаревич, И. Зюска, И.
Календа, К. Коньовський и др. Партесное пение отличался сдержанностью образного
строя, гармоничностью и простотой. Как “киевский распев” он получил распространение в
Москве и других городах России.