Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ФИНАНСЫ

Модуль 4

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СТРАХОВАНИЯ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВ

РАЗДЕЛ 13

ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК

 

13.5. Либерализация рынка финансовых услуг в Украине

 

Дальнейшее развитие отечественной финансовой системы связывается с либерализацией внутреннего рынка финансовых услуг. Возможные сценарии развития предполагают более-менее нормированное наличие иностранного капитала как свидетельство поддержки интеграционных процессов.

Дилемма относительно перспектив структурно-функционального развития рынка финансовых услуг в части его либерализации многогранна и касается таких вопросов:

- каким должно быть, с точки зрения устойчивого экономического развития, соотношение между отечественными и иностранными финансовыми институтами;

- насколько оправданы льготы и преференции иностранным структурам по сравнению с отечественными;

положительный и отрицательный влияние может иметь и имеет экспансия иностранного капитала на структурно-функциональное развитие рынка финансовых услуг в ближайшей перспективе и какими ожидаются долгосрочные тенденции;

- возможно ли сближение стратегических экономических интересов отечественных и иностранных финансовых учреждений на рынке финансовых услуг.

Вопрос соотношения отечественных и зарубежных участников финансового рынка повсеместно является предметом острых дискуссий. Начальный отсчет не вызывает сомнения: привлечение иностранного капитала и финансовых технологий необходимо для расширения возможностей финансового маневрирование при ограниченности внутренних ресурсов, что позволяет реструктуризировать экономику страны-реципиента. Согласованные мнения относительно определения целесообразности привлечения иностранных ресурсов становятся противоречивыми. Противоречия между экономическими интересами резидентов и нерезидентов трансформируются в проблему экономической, в том числе и финансовой безопасности.

Официальная статистика о наличии иностранного капитала в секторах финансового рынка Украины и обслуживанию клиентов иностранными финансовыми структурами ограничена и касается характеристики нескольких нерезидентских экономических единиц и их долей в общем зарегистрированном уставном капитале действующих отечественных учреждений. Поэтому оценить позиции нерезидентов в конкретных сегментах достаточно проблематично причин ограниченности информации.

Проблема конкурентоспособности для отечественных финансовых учреждений обостряется в случае открытия нерезидентами филиалов своих материнских структур. Таким образом обеспечивается експансійно региональная финансовая инфраструктура в интересах нерезидентов. Филиалы, как известно, не являются юридическими лицами и контролируются по вопросам ликвидности регуляторами стран их происхождения. Соответствующим образом отечественные регуляторы не смогут влиять на ликвидность филиалов компаний-нерезидентов через инструменты резервирование и другие рычаги влияния.

Отечественные финансовые учреждения сталкиваются с необходимостью решить вопрос адекватности сравнительной оценки стоимости бизнеса для противоположных сторон в корпоративных сделках слияния и поглощения с участием нерезидентов. В условиях, когда ни одна отечественная финансовая учреждение пока не имеет практики размещения своих акций на открытых рынках международных биржах (процедуры IPO - аббревиатура от англ. «Initial Public Offering» - публичное размещение акций на международных рынках), поглощения и захвата их иностранными конкурентами по сравнительно низким ценам сохраняется как реальная угроза. Поэтому усматривается прямая взаимосвязь между повышением стоимости (капитализации) отечественных финансовых структур и обеспечения их конкурентоспособности. Этот вывод не требует отдельного обоснование, поскольку высоко конкурентный бизнес всегда стоит дорого, и противоположно - наоборот.

Одним из направлений выравнивания конкурентоспособности иностранных и отечественных банков является поддержка позиций отечественных государственных банков. Это целесообразно с той точки зрения, что именно государственные банки имеют те же преимущества, что и иностранные, в части формирования пассивов (возможность привлекать сравнительно дешевые депозиты и кредитоваться из экзогенных источников). Поэтому, несмотря на то, что второй уровень отечественной банковской системы сформирован преимущественно на частных принципах универсального типа, развитие именно государственных банков в значительной мере (но не исключительной) будет определять уровень конкурентоспособности финансового сектора в целом. Поддержка и капитализация государственных банков необходима еще и потому, что перспективно они представляют стратегический интерес для покупки иностранными вигодо приобретателями - такой есть заинтересованность отдельных нерезидентов в приобретении ОАО «Ощадбанк» после его возможной приватизации.

Процесс покупки отечественных операторов финансовых услуг развивается при наличии несовершенных нормативно-правовых рычагов его рестрикционного регулирования. Поэтому целесообразно постепенно увеличивать долю иностранного капитала в отечественном финансовом секторе и создавать условия для повышения конкурентоспособности отечественных финансовых структур.