Модуль 4
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СТРАХОВАНИЯ И
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВ
РАЗДЕЛ 13
ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК
13.5. Либерализация рынка финансовых
услуг в Украине
Дальнейшее развитие отечественной
финансовой системы связывается с либерализацией внутреннего рынка финансовых
услуг. Возможные сценарии развития предполагают более-менее нормированное наличие
иностранного капитала как свидетельство поддержки интеграционных процессов.
Дилемма относительно перспектив
структурно-функционального развития рынка финансовых услуг в части его
либерализации многогранна и касается таких вопросов:
- каким должно быть, с точки зрения
устойчивого экономического развития, соотношение между отечественными и иностранными
финансовыми институтами;
- насколько оправданы льготы и
преференции иностранным структурам по сравнению с отечественными;
положительный и отрицательный
влияние может иметь и имеет экспансия иностранного капитала на
структурно-функциональное развитие рынка финансовых услуг в ближайшей
перспективе и какими ожидаются долгосрочные тенденции;
- возможно ли сближение
стратегических экономических интересов отечественных и иностранных финансовых учреждений
на рынке финансовых услуг.
Вопрос соотношения отечественных и
зарубежных участников финансового рынка повсеместно является предметом острых дискуссий.
Начальный отсчет не вызывает сомнения: привлечение иностранного капитала и
финансовых технологий необходимо для расширения возможностей финансового
маневрирование при ограниченности внутренних ресурсов, что позволяет
реструктуризировать экономику страны-реципиента. Согласованные мнения относительно определения
целесообразности привлечения иностранных ресурсов становятся противоречивыми. Противоречия между
экономическими интересами резидентов и нерезидентов трансформируются в проблему
экономической, в том числе и финансовой безопасности.
Официальная статистика о наличии
иностранного капитала в секторах финансового рынка Украины и обслуживанию
клиентов иностранными финансовыми структурами ограничена и касается
характеристики нескольких нерезидентских экономических единиц и их долей в
общем зарегистрированном уставном капитале действующих отечественных учреждений. Поэтому
оценить позиции нерезидентов в конкретных сегментах достаточно проблематично
причин ограниченности информации.
Проблема конкурентоспособности для
отечественных финансовых учреждений обостряется в случае открытия нерезидентами
филиалов своих материнских структур. Таким образом обеспечивается експансійно
региональная финансовая инфраструктура в интересах нерезидентов. Филиалы, как
известно, не являются юридическими лицами и контролируются по вопросам ликвидности
регуляторами стран их происхождения. Соответствующим образом отечественные регуляторы не
смогут влиять на ликвидность филиалов компаний-нерезидентов через инструменты
резервирование и другие рычаги влияния.
Отечественные финансовые учреждения
сталкиваются с необходимостью решить вопрос адекватности сравнительной оценки
стоимости бизнеса для противоположных сторон в корпоративных сделках слияния и
поглощения с участием нерезидентов. В условиях, когда ни одна отечественная финансовая
учреждение пока не имеет практики размещения своих акций на открытых рынках
международных биржах (процедуры IPO - аббревиатура от англ. «Initial Public Offering» - публичное размещение акций на международных рынках),
поглощения и захвата их иностранными конкурентами по сравнительно низким ценам
сохраняется как реальная угроза. Поэтому усматривается прямая взаимосвязь между
повышением стоимости (капитализации) отечественных финансовых структур и
обеспечения их конкурентоспособности. Этот вывод не требует отдельного
обоснование, поскольку высоко конкурентный бизнес всегда стоит дорого, и
противоположно - наоборот.
Одним из направлений выравнивания
конкурентоспособности иностранных и отечественных банков является поддержка позиций
отечественных государственных банков. Это целесообразно с той точки зрения, что именно государственные
банки имеют те же преимущества, что и иностранные, в части формирования пассивов
(возможность привлекать сравнительно дешевые депозиты и кредитоваться из экзогенных
источников). Поэтому, несмотря на то, что второй уровень отечественной банковской
системы сформирован преимущественно на частных принципах универсального типа,
развитие именно государственных банков в значительной мере (но не исключительной) будет определять
уровень конкурентоспособности финансового сектора в целом. Поддержка и капитализация
государственных банков необходима еще и потому, что перспективно они представляют стратегический
интерес для покупки иностранными вигодо приобретателями - такой есть заинтересованность
отдельных нерезидентов в приобретении ОАО «Ощадбанк» после его возможной
приватизации.
Процесс покупки отечественных
операторов финансовых услуг развивается при наличии несовершенных
нормативно-правовых рычагов его рестрикционного регулирования. Поэтому целесообразно
постепенно увеличивать долю иностранного капитала в отечественном финансовом
секторе и создавать условия для повышения конкурентоспособности отечественных
финансовых структур.