СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКОЛОГИИ И ФРАЗЕОЛОГИИ
Урок № 55
СИНОНИМИЯ И АНТОНІМІЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
Цель: раскрыть синонимические и антонімічні возможности фразеологизмов; развивать навыки целесообразного использования фразеологизмов в своей речи; воспитывать творческое отношение к изложению мыслей.
Внутрішньопредметні связи:
Лексика и стилистика: в рамках темы.
Синтаксис и пунктуация: словосочетание, предложение, текст, знаки препинания.
Культура речи: образность речи.
Межпредметные связи: литература, русский язык.
Тип урока: углубление и закрепление знаний, умений и навыков.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Ознакомление учащихся с темой, целью и задачами урока
III. Актуализация опорных знаний, умений и навыков
► Прочитайте предложения и объясните знаки препинания в них. Определите в первой части синонимы, а во второй антонимы. Определите их стилистическую роль. Выпишите два предложения с синонимами и одно предложение с антонимами.
1. Пышно занимаются багровые зори когда весной (Леся Украинка). 2. Пусть цветут пурпурные флаги, как сады, как весна молодая (В. Сосюра). 3. Гордится над водой червона калина (Т. Шевченко). 4. Клепальник в багровому горне прозрачное железо жжет (Г. Бажан).
1. Темная туча, а радуга ясная (Леся Украинка). 2. Ласточка день начинает, а соловей кончает (Пословица). 3. Маленькая работа лучше большого безделья (Пословица). 4. С новыми друзьями не забывай старых (Пословица).
IV. Углубление знаний о фразеологизмы
Похоже, устоявшимся фразеологическим сочетанием свойственна широкая синонимия и антонімія, что обуславливает их значительные стилистические возможности. Например, один на один один на один - один на один; бросить взгляд, бросить взглядом (синонимы). Больше дела - меньше слов (антонимы).
► Прочитайте фразеологизмы-синонимы. С одним из каждой группы составьте предложение и запишите. Подчеркните члены предложения. Каким членом предложения выступают фразеологизмы?
Разразился гневом, вскипеть гневом, воспылать гневом; ни рыба ни мясо, ни то ни се; невесть что, невесть что, невесть что, невесть что.
► Прочитайте предложение. Скажите, где чаще всего употребляются фразеологизмы - антонимы. Запишите 1-2 предложения и подчеркните в выбранных вами пословицах как одном из разновидностей фразеологизмов антонимы.
1. Труд человека кормит, а лень - портит. 2. Работа учит, а лень мучает. 3. Кто забывает о малой услуге, не стоит большого.
V. Формирование практических умений и навыков
► Сгруппируйте фразеологизмы по синонимическими значениями в три группы. Выпишите сначала первый ряд, затем второй и третий.
Как зайцу шпоры. Сухая верба долго скрипит. Кожа и кости. Скрипучее дерево долго стоит. Как прошлогодний снег. Как сушеный гриб. Как рыбе зонтик. Лишь нос и глаза. Как корове седло. Скрипучее колесо дольше ходит. Будто с креста снятый.
► Среди представленных слов и фразеологических выражений являются синонимичные. Объедините их в пять смысловых групп и запишите. Объясните стилистическую роль фразеологизмов.
Ни взад ни вперед; на скорую руку; сам на сам; для годится; с деда-прадеда; спустя рукава; один на один; ни сюда ни туда; впопыхах; сроду; на скорую руку; для отвода глаз; с древних времен; ни так ни сяк; один на один; из древнего давна.
► Фразеологические обороты замените синонимичными словами, представленными в справке. Составьте несколько предложений с фразеологизмами и запишите. Какими членами предложения выступают фразеологические сочетания? Подчеркните их.
Высадить в воздух. Не помня себя. Вскипеть гневом. Дым коромыслом. Потерять сознание. Мусолить глаза. От земли не видно. Как рыба в воде. Вывести на чистую воду. Водить за нос. Образец. Потерять сознание, упасть в обморок.
Справка. Розлютуватися. Хорошо. Дурить. Взорвать. В беспамятстве. Буча (смятение, беспорядок). Надоедать. Маленький. Разоблачить.
► Переложите на украинском языке, использовав материал, представленный в справке. Составьте с отдельными фразеологизмами несколько (2-3) предложения. Запишите их. Объясните стилистическую роль устойчивых словосочетаний.
Ни в коем случае. Что ни на есть лучший. Ны в жизнь. Не в добрый час. Не будь зтого. Не к месту. Не по вкусу. Не по правде. Ни на миг. Какой ни есть.
Справка. Ни на мгновение. Не по вкусу. Если бы не это. Щоякнайкращий. Ни за что в мире. Лиха. Ни в каком случае (или в одном случае). Не кстати. Не по нраву. Хоть бы там какой.
► Введите в предложение фразеологизм со словом рука. Запишите, объясните значение и роль каждого фразеологизма.
Носить на руках. Не дрогнет рука. Обеими руками (подписаться, ухватиться). Опускаются руки. Написано от руки. Подать руку помощи. Под рукой (работать). Приложить руку. Права рука.
► Перепишите предложения - крылатые выражения. Дополните своими примерами. Какую роль они играют в нашей речи?
1. Все идет, все проходит и края нет (Т. Шевченко). 2. Человек в футляре (А. Чехов). 3. Оно, конечно, Александр Македонский - герой, но для кого же стулья ломать (Г. Гоголь). 4. Стою, как скала, непоколебим (П. Тычина). 5. Сидение между двумя стульями (Г. Салтыков-Щедрин). 6. Чувство единой семьи (П. Тычина).
VI. Систематизация и обобщение усвоенного материала
► Какие особенности лексики свойственны фразеологізмам?
► Приведите примеры фразеологизмов - синонимов и антонимов.
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
► Напишите лингвистическое сочинение на тему «Фразеологизмы и их стилистическая роль».