Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК
Уроки для 10 классов

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКОЛОГИИ И ФРАЗЕОЛОГИИ

 

Урок № 55

СИНОНИМИЯ И АНТОНІМІЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ

 

Цель: раскрыть синонимические и антонімічні возможности фразеологизмов; развивать навыки целесообразного использования фразеологизмов в своей речи; воспитывать творческое отношение к изложению мыслей.

Внутрішньопредметні связи:

Лексика и стилистика: в рамках темы.

Синтаксис и пунктуация: словосочетание, предложение, текст, знаки препинания.

Культура речи: образность речи.

Межпредметные связи: литература, русский язык.

Тип урока: углубление и закрепление знаний, умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Ознакомление учащихся с темой, целью и задачами урока

 

III. Актуализация опорных знаний, умений и навыков

► Прочитайте предложения и объясните знаки препинания в них. Определите в первой части синонимы, а во второй антонимы. Определите их стилистическую роль. Выпишите два предложения с синонимами и одно предложение с антонимами.

1. Пышно занимаются багровые зори когда весной (Леся Украинка). 2. Пусть цветут пурпурные флаги, как сады, как весна молодая (В. Сосюра). 3. Гордится над водой червона калина (Т. Шевченко). 4. Клепальник в багровому горне прозрачное железо жжет (Г. Бажан).

1. Темная туча, а радуга ясная (Леся Украинка). 2. Ласточка день начинает, а соловей кончает (Пословица). 3. Маленькая работа лучше большого безделья (Пословица). 4. С новыми друзьями не забывай старых (Пословица).

 

IV. Углубление знаний о фразеологизмы

Похоже, устоявшимся фразеологическим сочетанием свойственна широкая синонимия и антонімія, что обуславливает их значительные стилистические возможности. Например, один на один один на один - один на один; бросить взгляд, бросить взглядом (синонимы). Больше дела - меньше слов (антонимы).

► Прочитайте фразеологизмы-синонимы. С одним из каждой группы составьте предложение и запишите. Подчеркните члены предложения. Каким членом предложения выступают фразеологизмы?

Разразился гневом, вскипеть гневом, воспылать гневом; ни рыба ни мясо, ни то ни се; невесть что, невесть что, невесть что, невесть что.

► Прочитайте предложение. Скажите, где чаще всего употребляются фразеологизмы - антонимы. Запишите 1-2 предложения и подчеркните в выбранных вами пословицах как одном из разновидностей фразеологизмов антонимы.

1. Труд человека кормит, а лень - портит. 2. Работа учит, а лень мучает. 3. Кто забывает о малой услуге, не стоит большого.

 

V. Формирование практических умений и навыков

► Сгруппируйте фразеологизмы по синонимическими значениями в три группы. Выпишите сначала первый ряд, затем второй и третий.

Как зайцу шпоры. Сухая верба долго скрипит. Кожа и кости. Скрипучее дерево долго стоит. Как прошлогодний снег. Как сушеный гриб. Как рыбе зонтик. Лишь нос и глаза. Как корове седло. Скрипучее колесо дольше ходит. Будто с креста снятый.

► Среди представленных слов и фразеологических выражений являются синонимичные. Объедините их в пять смысловых групп и запишите. Объясните стилистическую роль фразеологизмов.

Ни взад ни вперед; на скорую руку; сам на сам; для годится; с деда-прадеда; спустя рукава; один на один; ни сюда ни туда; впопыхах; сроду; на скорую руку; для отвода глаз; с древних времен; ни так ни сяк; один на один; из древнего давна.

► Фразеологические обороты замените синонимичными словами, представленными в справке. Составьте несколько предложений с фразеологизмами и запишите. Какими членами предложения выступают фразеологические сочетания? Подчеркните их.

Высадить в воздух. Не помня себя. Вскипеть гневом. Дым коромыслом. Потерять сознание. Мусолить глаза. От земли не видно. Как рыба в воде. Вывести на чистую воду. Водить за нос. Образец. Потерять сознание, упасть в обморок.

Справка. Розлютуватися. Хорошо. Дурить. Взорвать. В беспамятстве. Буча (смятение, беспорядок). Надоедать. Маленький. Разоблачить.

► Переложите на украинском языке, использовав материал, представленный в справке. Составьте с отдельными фразеологизмами несколько (2-3) предложения. Запишите их. Объясните стилистическую роль устойчивых словосочетаний.

Ни в коем случае. Что ни на есть лучший. Ны в жизнь. Не в добрый час. Не будь зтого. Не к месту. Не по вкусу. Не по правде. Ни на миг. Какой ни есть.

Справка. Ни на мгновение. Не по вкусу. Если бы не это. Щоякнайкращий. Ни за что в мире. Лиха. Ни в каком случае (или в одном случае). Не кстати. Не по нраву. Хоть бы там какой.

► Введите в предложение фразеологизм со словом рука. Запишите, объясните значение и роль каждого фразеологизма.

Носить на руках. Не дрогнет рука. Обеими руками (подписаться, ухватиться). Опускаются руки. Написано от руки. Подать руку помощи. Под рукой (работать). Приложить руку. Права рука.

► Перепишите предложения - крылатые выражения. Дополните своими примерами. Какую роль они играют в нашей речи?

1. Все идет, все проходит и края нет (Т. Шевченко). 2. Человек в футляре (А. Чехов). 3. Оно, конечно, Александр Македонский - герой, но для кого же стулья ломать (Г. Гоголь). 4. Стою, как скала, непоколебим (П. Тычина). 5. Сидение между двумя стульями (Г. Салтыков-Щедрин). 6. Чувство единой семьи (П. Тычина).

 

VI. Систематизация и обобщение усвоенного материала

► Какие особенности лексики свойственны фразеологізмам?

► Приведите примеры фразеологизмов - синонимов и антонимов.

 

VI. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

► Напишите лингвистическое сочинение на тему «Фразеологизмы и их стилистическая роль».