Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ 1 КЛАСС

РОДНОЙ КРАЙ

 

Урок 54

Тема. Вопрос к природе. Откуда берется масло?

 

Цель: ознакомить детей с историей создания подсолнечного масла, со способами ее изготовления; воспитывать интерес к познанию природы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

►► Упражнение «Погода»

- Какая сейчас пора года?

- Какой месяц?

- Какое число?

- Тепло или холодно на улице?

- Какое состояние неба?

- Какая температура воздуха?

- Были сегодня в течение дня осадки?

 

II. Сообщение темы и цели урока

- Мы не можем себе представить обеденный стол без белого и черного хлеба, в нашем дневном рационе есть крупы, макароны, картофель, овощи и фрукты. Все эти разнообразные продукты мы получаем от культурных растений. В истории человечества было время, когда не существовало ни культурных растений, ни домашних животных. Нашим предкам приходилось довольствоваться лишь тем, что они находили в окружающей природе: собирали плоды, ягоды, клубни, луковицы, семена.

Сегодня я вам расскажу о необычном цветке, что называется «цветок солнца». Почему ее так назвали и чем она знаменита?

 

III. Изучение нового материала

1. Работа над загадками

• Золотое решето избушек полное.

• Стоит господин на току в зеленом колпаке, а под тем колпаком - семьсот казаков.

• Семьсот соколов на одной подушке спят.

• Стоит дом, а в нем - полно зерна.

• Сколько черных домиков, столько белых паніматок.

• Стоит палка, на палке избушка, а в той избушке - полно людей.

• Стоит дубок - на верху картузок, а в картузку - много деток.

• На солнце я похожий, и солнце я люблю.

К нему поворачиваю головушку свою.

• Из мешка - на забаву, а из бутылки - на приправу.

2. Чтение стихотворения Русланы Василькевич «Подсолнух»

На огороде подсолнух

Солнечно зацвел -

Расправил головушку,

Рученьки развел.

Любовался солнышком,

Дождик встречал

И вкусным семечками

Деток угощал.

Улыбайся же, друг наш,

Нам через окошко,

Милая наша цветочек -

Второе наше солнышко.

3. Рассказ учителя

- Посмотрите на рисунок.

 

 

- Что на нем изображено?

- Подсолнечник - «цветок солнца». Он растет и смотрит на солнышко все лето, поэтому назвали его солнечной цветком, а к осени созревает целую корзинку семян. Опишімо подсолнух! Расскажите, какой он. (Большой цветок желтого цвета, стебель длинный, зеленого цвета, листья крупные, зеленые, а внутри семена подсолнечника черные.)

- Крупные, яркие цветы привлекают множество насекомых. Муравьи собирают с них сладкий пил. Почему «пыльца»? (Похож на пыль) пыльцу на вкус? (Сладкий)

- Пчелы прилетают за нектаром и делают мед. Подсолнечник - хороший медонос. Как можно назвать мед, собранный с подсолнечника? (Подсолнечный) Когда мелкие цветочки в корзине отцветают, начинает созревать черные семечки - любимое лакомство взрослых и детей. Сначала подсолнечник выращивали как декоративное растение, затем научились добывать из него масло, которое так и называется - подсолнечное. Еще из семечек подсолнуха готовят халву и козинаки. (Желательно дать детям рассмотреть, понюхать и попробовать изделия из подсолнечника)

- Подсолнечник так называется, потому что в течение дня поворачивает свою головку вслед за солнцем. Подсолнух означает «под солнцем». Утром он смотрит на восток, где солнце встает, а вечером - на запад, где солнце садится. Сам цветок подсолнуха похожа на солнышко.

Кто именно придумал из семян подсолнечника производить масло, я вам сейчас расскажу.

Жил когда Даниил Бокарев. Шел он однажды по улице и увидел красивый цветок. Этот цветок ему очень понравилась. Цветок была необычной, большой, а внутри - с семенами и называлась подсолнечником. Даниил сорвал ее и начал есть семена. Вкус у семян был приятным. Грыз он семена и придумал то, как можно получить из семян масло. Насадил он у себя в огороде много подсолнухов, а в конце лета аккуратно срезал шляпки, снес во двор и выбил из шляпок семян. Заранее Даниил смастерил приспособление для получения масла.

 

 

- Он взял пень, сбоку в нем выкопал квадратную нишу. Внизу этой ниши сделал гнездо, куда закладывал порции высушенных семян. В гнездо вставил деревянный колышек. С помощью двух клиньев, которые забиваются молотком, цилиндр в гнезде давил на семена. По желобку стекала густая светло-коричневая жидкость с необычным и приятным запахом. Таким образом Даниил Бокарев придумал способ получения масла из семян подсолнечника. Масло, на котором ваши мамы готовят еду, тоже выбита из семечек.

►► Физкультминутка

Психогимнастика

Звучит аудио-запись приятной музыки.

- Дети, а сейчас мы превратимся в солнечные цветочки.

- Мы сидим в земле, как семена. (Дети сели.)

- Поднимаемся вверх, как ростки. (Дети встают и тянутся на носочках вверх.)

- Розпускаємося, как цветочки. (Дети разводят руки в стороны.)

- Посмотрите на солнышко - как оно встает, как садится. (Дети поворачиваются налево, потом - направо.)

- Подул ветерок, зашевелились листочки. (Дети качают руками влево, вправо)

 

IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся

1. Практическая работа

- Дети, а сейчас мы приготовим вкусный салат. Что у меня стоит на столе? (Бутылка с подсолнечным маслом, огурцы, помидоры, лук, нож, доска)

- Что нужно сделать, чтобы приготовить салат? (Все порезать.)

- Хорошо, режем овощи. Все готово, кладем в миску. А что необходимо добавить, чтобы наш салат был вкусным? (Масло)

- Посмотрите, вот стоит бутылка превосходного подсолнечного масла. Что можно сказать о ней? (Масло прозрачная, вязкая, тягучая.)

- Понюхайте ее. Какой необычный запах! Добавляем масло к нашему салату, перемешиваем. Приятного аппетита!

2. Работа над загадками

• Что вырастает в поле и в печи? (Хлеб)

 

• Широкое, а не море,

Золото, а не деньги,

Сегодня на земле,

А завтра на столе. (Поле пшеницы)

 

• В теплую землю пойду,

Вверх колосом взойду,

В нем тогда таких, как я,

Будет цілая семья. (Зерно)

 

• Бьют меня палками,

Мнут меня камнями,

Жгут меня огнем,

Режут меня ножом.

А за то меня губят,

Что все меня любят. (Хлеб)

 

• Родился из земли.

Зарум'янивсь на огне.

И появился на столе

К борщу тебе и мне. (Хлеб)

 

• Есть растение у нас такая,

Что от нее конь скака. (Овес)

 

• В чистом поле он растет:

На высоких ножках,

В зеленых чулочках.

Цветочки голубые,

Оченьки приветливые. (Лен)

 

• Некрасивая, шишкувата,

А как придет на стол она,

Скажут весело ребята:

- Ну и рассыпчатая, вкусная! (Картофель)

 

• Зимой белая, весной черное,

Летом зеленые, осенью стрижены. (Поле)

 

• Зовут меня все долгунец за высокий корешок.

И оції побеги вас одевают в штанишки. (Лен)

 

• Стою стройный, высокий, в зеленых одеждах я,

И золотом одета головушка моя.

На каждом огороде вы видите меня,

И все с меня ели семечко вкусное. (Подсолнух)

 

• На вид беленький, на ощупь гладкий, на вкус сладенький. (Сахарная свекла)

 

• Сеяли, выбирали, топили, сушили, колотило, рвали, крутили, чесали, ткали, на стол клали. (Лен)

 

V. Итог урока

- Почему подсолнечник называют «цветком солнца»?

- Что из него готовят?