РОДНОЙ КРАЙ
Урок 54
Тема. Вопрос к природе. Откуда берется масло?
Цель: ознакомить детей с историей создания подсолнечного масла, со способами ее изготовления; воспитывать интерес к познанию природы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
►► Упражнение «Погода»
- Какая сейчас пора года?
- Какой месяц?
- Какое число?
- Тепло или холодно на улице?
- Какое состояние неба?
- Какая температура воздуха?
- Были сегодня в течение дня осадки?
II. Сообщение темы и цели урока
- Мы не можем себе представить обеденный стол без белого и черного хлеба, в нашем дневном рационе есть крупы, макароны, картофель, овощи и фрукты. Все эти разнообразные продукты мы получаем от культурных растений. В истории человечества было время, когда не существовало ни культурных растений, ни домашних животных. Нашим предкам приходилось довольствоваться лишь тем, что они находили в окружающей природе: собирали плоды, ягоды, клубни, луковицы, семена.
Сегодня я вам расскажу о необычном цветке, что называется «цветок солнца». Почему ее так назвали и чем она знаменита?
III. Изучение нового материала
1. Работа над загадками
• Золотое решето избушек полное.
• Стоит господин на току в зеленом колпаке, а под тем колпаком - семьсот казаков.
• Семьсот соколов на одной подушке спят.
• Стоит дом, а в нем - полно зерна.
• Сколько черных домиков, столько белых паніматок.
• Стоит палка, на палке избушка, а в той избушке - полно людей.
• Стоит дубок - на верху картузок, а в картузку - много деток.
• На солнце я похожий, и солнце я люблю.
К нему поворачиваю головушку свою.
• Из мешка - на забаву, а из бутылки - на приправу.
2. Чтение стихотворения Русланы Василькевич «Подсолнух»
На огороде подсолнух
Солнечно зацвел -
Расправил головушку,
Рученьки развел.
Любовался солнышком,
Дождик встречал
И вкусным семечками
Деток угощал.
Улыбайся же, друг наш,
Нам через окошко,
Милая наша цветочек -
Второе наше солнышко.
3. Рассказ учителя
- Посмотрите на рисунок.
- Что на нем изображено?
- Подсолнечник - «цветок солнца». Он растет и смотрит на солнышко все лето, поэтому назвали его солнечной цветком, а к осени созревает целую корзинку семян. Опишімо подсолнух! Расскажите, какой он. (Большой цветок желтого цвета, стебель длинный, зеленого цвета, листья крупные, зеленые, а внутри семена подсолнечника черные.)
- Крупные, яркие цветы привлекают множество насекомых. Муравьи собирают с них сладкий пил. Почему «пыльца»? (Похож на пыль) пыльцу на вкус? (Сладкий)
- Пчелы прилетают за нектаром и делают мед. Подсолнечник - хороший медонос. Как можно назвать мед, собранный с подсолнечника? (Подсолнечный) Когда мелкие цветочки в корзине отцветают, начинает созревать черные семечки - любимое лакомство взрослых и детей. Сначала подсолнечник выращивали как декоративное растение, затем научились добывать из него масло, которое так и называется - подсолнечное. Еще из семечек подсолнуха готовят халву и козинаки. (Желательно дать детям рассмотреть, понюхать и попробовать изделия из подсолнечника)
- Подсолнечник так называется, потому что в течение дня поворачивает свою головку вслед за солнцем. Подсолнух означает «под солнцем». Утром он смотрит на восток, где солнце встает, а вечером - на запад, где солнце садится. Сам цветок подсолнуха похожа на солнышко.
Кто именно придумал из семян подсолнечника производить масло, я вам сейчас расскажу.
Жил когда Даниил Бокарев. Шел он однажды по улице и увидел красивый цветок. Этот цветок ему очень понравилась. Цветок была необычной, большой, а внутри - с семенами и называлась подсолнечником. Даниил сорвал ее и начал есть семена. Вкус у семян был приятным. Грыз он семена и придумал то, как можно получить из семян масло. Насадил он у себя в огороде много подсолнухов, а в конце лета аккуратно срезал шляпки, снес во двор и выбил из шляпок семян. Заранее Даниил смастерил приспособление для получения масла.
- Он взял пень, сбоку в нем выкопал квадратную нишу. Внизу этой ниши сделал гнездо, куда закладывал порции высушенных семян. В гнездо вставил деревянный колышек. С помощью двух клиньев, которые забиваются молотком, цилиндр в гнезде давил на семена. По желобку стекала густая светло-коричневая жидкость с необычным и приятным запахом. Таким образом Даниил Бокарев придумал способ получения масла из семян подсолнечника. Масло, на котором ваши мамы готовят еду, тоже выбита из семечек.
►► Физкультминутка
Психогимнастика
Звучит аудио-запись приятной музыки.
- Дети, а сейчас мы превратимся в солнечные цветочки.
- Мы сидим в земле, как семена. (Дети сели.)
- Поднимаемся вверх, как ростки. (Дети встают и тянутся на носочках вверх.)
- Розпускаємося, как цветочки. (Дети разводят руки в стороны.)
- Посмотрите на солнышко - как оно встает, как садится. (Дети поворачиваются налево, потом - направо.)
- Подул ветерок, зашевелились листочки. (Дети качают руками влево, вправо)
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
1. Практическая работа
- Дети, а сейчас мы приготовим вкусный салат. Что у меня стоит на столе? (Бутылка с подсолнечным маслом, огурцы, помидоры, лук, нож, доска)
- Что нужно сделать, чтобы приготовить салат? (Все порезать.)
- Хорошо, режем овощи. Все готово, кладем в миску. А что необходимо добавить, чтобы наш салат был вкусным? (Масло)
- Посмотрите, вот стоит бутылка превосходного подсолнечного масла. Что можно сказать о ней? (Масло прозрачная, вязкая, тягучая.)
- Понюхайте ее. Какой необычный запах! Добавляем масло к нашему салату, перемешиваем. Приятного аппетита!
2. Работа над загадками
• Что вырастает в поле и в печи? (Хлеб)
• Широкое, а не море,
Золото, а не деньги,
Сегодня на земле,
А завтра на столе. (Поле пшеницы)
• В теплую землю пойду,
Вверх колосом взойду,
В нем тогда таких, как я,
Будет цілая семья. (Зерно)
• Бьют меня палками,
Мнут меня камнями,
Жгут меня огнем,
Режут меня ножом.
А за то меня губят,
Что все меня любят. (Хлеб)
• Родился из земли.
Зарум'янивсь на огне.
И появился на столе
К борщу тебе и мне. (Хлеб)
• Есть растение у нас такая,
Что от нее конь скака. (Овес)
• В чистом поле он растет:
На высоких ножках,
В зеленых чулочках.
Цветочки голубые,
Оченьки приветливые. (Лен)
• Некрасивая, шишкувата,
А как придет на стол она,
Скажут весело ребята:
- Ну и рассыпчатая, вкусная! (Картофель)
• Зимой белая, весной черное,
Летом зеленые, осенью стрижены. (Поле)
• Зовут меня все долгунец за высокий корешок.
И оції побеги вас одевают в штанишки. (Лен)
• Стою стройный, высокий, в зеленых одеждах я,
И золотом одета головушка моя.
На каждом огороде вы видите меня,
И все с меня ели семечко вкусное. (Подсолнух)
• На вид беленький, на ощупь гладкий, на вкус сладенький. (Сахарная свекла)
• Сеяли, выбирали, топили, сушили, колотило, рвали, крутили, чесали, ткали, на стол клали. (Лен)
V. Итог урока
- Почему подсолнечник называют «цветком солнца»?
- Что из него готовят?