ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ТЕМА 4. БИОСФЕРА - САМАЯ БОЛЬШАЯ ЖИВАЯ 
СИСТЕМА.  ОБОБЩЕНИЕ
 
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДОСТАТОЧНОГО 
УРОВНЯ (7-9 БАЛЛОВ)
 
Вопрос
1. Известно, что бактерии - мелкие 
одноклеточные организмы. Исходя из этого факта, какой способ размножения для них 
характерный?
2. Способны ли бактерии создавать 
органические вещества?
 
Задание «Один за одним»
Расставьте предложенные примеры в 
порядке увеличения определенной характеристики.
1. Распределите четыре царства 
биосферы в порядке увеличения их разнообразия: животные, микроорганизмы, 
растения и грибы.
Ответ: микроорганизмы, грибы, 
растения, животные.
2. Распределите четыре оболочки Земли 
в таком порядке, в котором их изучали в курсе географии 6 класса: атмосфера, 
биосфера, гидросфера, литосфера.
Ответ: литосфера, атмосфера, 
гидросфера, биосфера.
3. Распределите природоохранные 
территории в порядке строгости в отношении посетителей и туристов: национальный 
природный парк, биосферный заповедник, заказник.
Ответ: биосферный заповедник, 
заказник, национальный природный парк.
 
Игра «Верю - не верю»
Ее можно проводить на любом 
уроке в устной или письменной форме. Если подобные вопросы учитель подает в 
письменной форме, то ученики рядом с утверждением ставят букву В (верю) или знак 
плюс, если согласны с утверждением, и ставят букву Н (не верю) или знак минус, 
если не согласны с утверждением. Во время проведения подобного опроса в устной 
форме учитель может попросить исправлять ложное утверждение, то есть называть 
правильное или обосновать свое несогласие.
1. Отходы, которые Остаются на 
поверхности Земли после добычи полезных ископаемых, образуют высокие насыпи - 
терриконы. В
2. Границы биосферы являются границами существования 
всех живых организмов. В
3. Сейчас почти не осталось 
уголков биосферы, которые не почувствовали бы на себе вмешательства и воздействия человека. В
4. Ученые объединили все организмы 
биосферы в четыре королевства. Н
5. Желтая книга содержит сведения о 
исчезающие виды растений и животных. Н
6. В нашем государстве создаются 
природоохранные территории и действуют природоохранные законы. В
7. В образовании тел живой и неживой 
природы участвуют те же атомы. В
8. Биосфера - это единственный источник 
природных богатств для человека. Н
9. ООН занимается исключительно 
проблемой охраны окружающей среды. Н
10. Человеку следует всячески заботиться 
о сохранении биосферы. В
 
Задача «Третий - лишний»
Ученикам дают перечень понятий, 
сгруппированных по 3-4 примера. В каждой группе примеров один не соответствует теме, 
какой отвечают другие примеры из этой группы. Учитель может давать задания или 
только найти неподходящий логическом ряду пример, или как дополнительное задание - 
добавить собственный пример, который не нарушает логический ряд.
1. Оболочки Земли: литосфера - Солнце 
- гидросфера.
2. Виды животных: ласточка городская - 
стриж - ласточка-береговушка.
3. Вредное воздействие человека на биосферу: 
парниковый эффект - кислотные дожди - создание заповедников.
4. Микроорганизмы: вирусы - грибы - 
бактерии.
5. Шапкові грибы: опенок - масленок - 
заяц.
6. Грибы: мука - мукор - дрожжи.
7. Царство живых существ: растения - 
животные - облака.
8. Природоохранные организации: 
Всемирный банк реконструкции и развития - Всемирный фонд охраны дикой 
природы - Гринпис.
9. Природоохранные территории: 
заповедники - Красная книга - заказники.
10. Естественные науки: химия - 
физкультура - физика.