ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ТЕМА 4. БИОСФЕРА - САМАЯ БОЛЬШАЯ ЖИВАЯ
СИСТЕМА. ОБОБЩЕНИЕ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДОСТАТОЧНОГО
УРОВНЯ (7-9 БАЛЛОВ)
Вопрос
1. Известно, что бактерии - мелкие
одноклеточные организмы. Исходя из этого факта, какой способ размножения для них
характерный?
2. Способны ли бактерии создавать
органические вещества?
Задание «Один за одним»
Расставьте предложенные примеры в
порядке увеличения определенной характеристики.
1. Распределите четыре царства
биосферы в порядке увеличения их разнообразия: животные, микроорганизмы,
растения и грибы.
Ответ: микроорганизмы, грибы,
растения, животные.
2. Распределите четыре оболочки Земли
в таком порядке, в котором их изучали в курсе географии 6 класса: атмосфера,
биосфера, гидросфера, литосфера.
Ответ: литосфера, атмосфера,
гидросфера, биосфера.
3. Распределите природоохранные
территории в порядке строгости в отношении посетителей и туристов: национальный
природный парк, биосферный заповедник, заказник.
Ответ: биосферный заповедник,
заказник, национальный природный парк.
Игра «Верю - не верю»
Ее можно проводить на любом
уроке в устной или письменной форме. Если подобные вопросы учитель подает в
письменной форме, то ученики рядом с утверждением ставят букву В (верю) или знак
плюс, если согласны с утверждением, и ставят букву Н (не верю) или знак минус,
если не согласны с утверждением. Во время проведения подобного опроса в устной
форме учитель может попросить исправлять ложное утверждение, то есть называть
правильное или обосновать свое несогласие.
1. Отходы, которые Остаются на
поверхности Земли после добычи полезных ископаемых, образуют высокие насыпи -
терриконы. В
2. Границы биосферы являются границами существования
всех живых организмов. В
3. Сейчас почти не осталось
уголков биосферы, которые не почувствовали бы на себе вмешательства и воздействия человека. В
4. Ученые объединили все организмы
биосферы в четыре королевства. Н
5. Желтая книга содержит сведения о
исчезающие виды растений и животных. Н
6. В нашем государстве создаются
природоохранные территории и действуют природоохранные законы. В
7. В образовании тел живой и неживой
природы участвуют те же атомы. В
8. Биосфера - это единственный источник
природных богатств для человека. Н
9. ООН занимается исключительно
проблемой охраны окружающей среды. Н
10. Человеку следует всячески заботиться
о сохранении биосферы. В
Задача «Третий - лишний»
Ученикам дают перечень понятий,
сгруппированных по 3-4 примера. В каждой группе примеров один не соответствует теме,
какой отвечают другие примеры из этой группы. Учитель может давать задания или
только найти неподходящий логическом ряду пример, или как дополнительное задание -
добавить собственный пример, который не нарушает логический ряд.
1. Оболочки Земли: литосфера - Солнце
- гидросфера.
2. Виды животных: ласточка городская -
стриж - ласточка-береговушка.
3. Вредное воздействие человека на биосферу:
парниковый эффект - кислотные дожди - создание заповедников.
4. Микроорганизмы: вирусы - грибы -
бактерии.
5. Шапкові грибы: опенок - масленок -
заяц.
6. Грибы: мука - мукор - дрожжи.
7. Царство живых существ: растения -
животные - облака.
8. Природоохранные организации:
Всемирный банк реконструкции и развития - Всемирный фонд охраны дикой
природы - Гринпис.
9. Природоохранные территории:
заповедники - Красная книга - заказники.
10. Естественные науки: химия -
физкультура - физика.