ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ТЕМА 4. БИОСФЕРА - САМАЯ БОЛЬШАЯ ЖИВАЯ
СИСТЕМА. ОБОБЩЕНИЕ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ СРЕДНЕГО УРОВНЯ
(4-6 БАЛЛОВ)
Задание «Найди пару»
Эту игру можно проводить как
индивидуально, так и командно. Если ученики работают индивидуально, то каждый
получает лист с таблицей из двух столбцов. В левом столбике - сроки (не
больше 10-12), в правом столбце - определения этих терминов, но не в той
последовательности, в которой они перечислены слева. Задача: слева и справа
надписать соответствующие номера (как вариант для небольшого количества терминов -
соединить стрелками термин и его определение).
Если работа проводится командно,
участники одной команды получают карточки с терминами, участники другой команды -
карты
с определениями. Как вариант игры -
карточки с вопросами и ответами или фотографиями объектов и их названий.
Поиск пары проводят обе команды. Образовавшийся пар последней, выбывает из
игры или получает штрафные баллы, штрафное задание.
Срок
|
Определение
|
1. Круговорот веществ
|
Международная организация, задачей
которой является охрана природы (б)
|
2. Парниковый эффект
|
Правила, по которым существуют и
взаимодействуют все тела окружающей среды (7)
|
3. Вирусы
|
Перемещение атомов Углерода,
Азота, Водорода и Кислорода из неорганических веществ в органической наоборот
(1)
|
4. Бактерии
|
Содержание углекислым газом
атмосферы тепловой энергии; что выделяется во время работы машин и механизмов,
и нагревание Солнцем поверхности Земли (2)
|
5. Дрожжи
|
Микроорганизмы, которые развиваются
только внутри клетки живых организмов, поселяясь в ней (3)
|
6. Гринпис
|
Микроскопические одноклеточные безшапкові
грибы (5)
|
7. Законы природы
|
Группа микроорганизмов, среди которых
с и полезные и болезнетворные (4)
|
Игра «Корова» (показуха)
Используется на этапе
обобщающего повторения. Ученики объединяются в две команды. Каждая по очереди
вызывает по одному участнику из команды соперников и называет ему какой-нибудь
срок с темы на повторение. Ученик, получивший задание, должен
продемонстрировать своей команде значение этого термина с помощью мимики и
жестов, без слов и использование дополнительных предметов. Если команда за помощью
красноречивых действий своего участника отгадала срок, ей присваивается балл.
Побеждает та команда, которая набрала наибольшее количество баллов.
Например, жестами и мимикой можно
показать такие сроки: вирусы, грибы, Гринпис, Красная книга, национальный
природный парк.
Задание «Распредели на группы»
1. Распределите на группы явления, которые
происходят в каждой из четырех оболочек Земли: радуга, цунами, течение,
цветения, строительство гнезд, землетрясение, волны, тайфун, извержение вулкана,
смещение, туман, листопад, добыча полезных ископаемых, выветривания, приливы и
отливы, полярное сияние, охота.
Литосфера
|
Атмосфера
|
Гидросфера
|
Биосфера
|
Землетрясение, извержение вулкана,
смещение, добыча полезных ископаемых, выветривания
|
Радуга, тайфун, туман, полярный
сияние
|
Цунами, течение, волны, приливы и
отливы
|
Цветения, строительство гнезд,
ноябрь, охота
|
2. Распределите по группам темы, которые
является предметом изучения каждой из пяти естественных наук (астрономии, биологии,
географии, физики, химии): работа с топографическими картами, строение живых
организмов, электрические явления, превращения веществ, солнечные и лунные
затмение, изучение полезных ископаемых, существование жизни на других планетах,
световые явления, получения новых веществ, борьба с болезнями животных и человека.
Астрономия
|
Биология
|
География
|
Физика
|
Химия
|
Солнечные и лунные затмения,
существование ржи на других планетах
|
Строение живых организмов, борьба
с болезнями животных и людей
|
Работа с топографическими картами,
изучение полезных ископаемых
|
Электрические явления, световые явления
|
Превращения веществ, создание
новых веществ
|
Задание «Продолжи логический ряд»
Литосфера - атмосфера -
___________________ (гидросфера)
Белки - жиры- ____________________ (углеводы)
Микроорганизмы - грибы -
__________________ (растения)
Белый гриб - мукор -
___________________ (дрожжи)
Красная книга - исчезающие -
_____________________ (вымирающие)
ЮНЕСКО - WWF - ___________________________ (Гринпис)
Заповедники - национальные парки -
_______________________ (заказники)
География - физика- _________________________
(биология)
Задание «Подбери синонимы»
Каменная оболочка Земли -
______________________ (литосфера)
Воздушная оболочка Земли -
_________________________ (атмосфера)
Водная оболочка Земли -
_______________________ (гидросфера)
Вирусы и бактерии -
__________________________ (микроорганизмы)
Дрожжи- _____________________ (грибы)
Книга тревоги и надежды -
_____________________ (Красная книга)
Исчезающие виды- ____________________
(вымирающие виды)
Заповедник -
______________________________ (природоохранная территория)
Задание «Подбери антонимы»
Уничтожать- _____________________ (охранять)
Разрозненные- _____________________ (взаимосвязаны)
Микроскопический -
________________________ (гигантский)
Задача «Потеряна информация»
Вставьте в предложения пропущенные слова.
Биосфера не имеет четких границ, потому что
распространение живых существ характеризует такое свойство, как____________________.
Количество света, воздуха, воды, питательных веществ и______________ определяют
количество живых организмов в той или иной части Земли. Биосфера включает в
себе________________ часть атмосферы, _______________ гидросферу и____________________
часть литосферы, куда положено_____________________. Четыре__________________,
в которые ученые объединили существ биосферы, отличаются по многим признакам. Так,
количество видов__________________ почти в семь раз больше, чем видов_____________________.
Большинство растений имеет в своих тканях__________________, что придает им зеленого
окраску. Человек своей деятельностью разрушает природную среду обитания
живых организмов, тем самым уменьшает живых существ.
Потерянные слова: хлорофилл, весь, верхний,
нижнюю, почва, разнообразие, тепло, растений, животных, неравномерность, царства.
Задание «Закончи фразу»
В зависимости от уровня подготовки учащихся
пропущенные слова и словосочетания или обозначения могут быть предложены в
конце перечня фраз (как это было сделано в предыдущем задании «Потеряна
информация») или, с целью усложнения задачи, учитель может не подавать
подсказки готовых ответов.
1. Самая большая живая система Земли - это
_____________________ (биосфера).
2. В состав такой системы, как
биосфера, входят все существующие на планете____________________ (экосистемы).
3. Как для любой системы, так и
для биосферы характерны внутренние и внешние_________________ (связи).
4. Примером внутренних связей
биосферы может служить обогащение воды водорослями, которые живут в водоеме,
__________________ (кислородом).
5. Кислород, водоросли выделяют в
воду, служит для дыхания других жителей водоема, например________________ (рыб).
6. Примером внешних связей
биосферы с Солнечной системой является использование живым организмом тепла и света
от__________________ (Солнца).
7. Растения превращают энергию
солнечных лучей в химическую энергию органических веществ в процессе
_________________ (фотосинтеза).
8. Для охраны животных и растений в
привычной для них среде обитания и проведения наблюдений и исследований
создаются__________________ (заповедники).
9. Живописные уголки природы с
целью охраны, а также массового туризма и отдыха людей объявляют
__________________________ (национальными парками).
10. Определенный участок экосистемы или один
из видов растений или животных охраняются в___________________________ (заказниках).