Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Естествознание - разработки уроков уроков

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ТЕМА 4. БИОСФЕРА - САМАЯ БОЛЬШАЯ ЖИВАЯ СИСТЕМА. ОБОБЩЕНИЕ

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ СРЕДНЕГО УРОВНЯ (4-6 БАЛЛОВ)

 

Задание «Найди пару»

Эту игру можно проводить как индивидуально, так и командно. Если ученики работают индивидуально, то каждый получает лист с таблицей из двух столбцов. В левом столбике - сроки (не больше 10-12), в правом столбце - определения этих терминов, но не в той последовательности, в которой они перечислены слева. Задача: слева и справа надписать соответствующие номера (как вариант для небольшого количества терминов - соединить стрелками термин и его определение).

Если работа проводится командно, участники одной команды получают карточки с терминами, участники другой команды - карты

с определениями. Как вариант игры - карточки с вопросами и ответами или фотографиями объектов и их названий. Поиск пары проводят обе команды. Образовавшийся пар последней, выбывает из игры или получает штрафные баллы, штрафное задание.

 

Срок

Определение

1. Круговорот веществ

Международная организация, задачей которой является охрана природы (б)

2. Парниковый эффект

Правила, по которым существуют и взаимодействуют все тела окружающей среды (7)

3. Вирусы

Перемещение атомов Углерода, Азота, Водорода и Кислорода из неорганических веществ в органической наоборот (1)

4. Бактерии

Содержание углекислым газом атмосферы тепловой энергии; что выделяется во время работы машин и механизмов, и нагревание Солнцем поверхности Земли (2)

5. Дрожжи

Микроорганизмы, которые развиваются только внутри клетки живых организмов, поселяясь в ней (3)

6. Гринпис

Микроскопические одноклеточные безшапкові грибы (5)

7. Законы природы

Группа микроорганизмов, среди которых с и полезные и болезнетворные (4)

 

Игра «Корова» (показуха)

Используется на этапе обобщающего повторения. Ученики объединяются в две команды. Каждая по очереди вызывает по одному участнику из команды соперников и называет ему какой-нибудь срок с темы на повторение. Ученик, получивший задание, должен продемонстрировать своей команде значение этого термина с помощью мимики и жестов, без слов и использование дополнительных предметов. Если команда за помощью красноречивых действий своего участника отгадала срок, ей присваивается балл. Побеждает та команда, которая набрала наибольшее количество баллов.

Например, жестами и мимикой можно показать такие сроки: вирусы, грибы, Гринпис, Красная книга, национальный природный парк.

 

Задание «Распредели на группы»

1. Распределите на группы явления, которые происходят в каждой из четырех оболочек Земли: радуга, цунами, течение, цветения, строительство гнезд, землетрясение, волны, тайфун, извержение вулкана, смещение, туман, листопад, добыча полезных ископаемых, выветривания, приливы и отливы, полярное сияние, охота.

 

Литосфера

Атмосфера

Гидросфера

Биосфера

Землетрясение, извержение вулкана, смещение, добыча полезных ископаемых, выветривания

Радуга, тайфун, туман, полярный сияние

Цунами, течение, волны, приливы и отливы

Цветения, строительство гнезд, ноябрь, охота

 

2. Распределите по группам темы, которые является предметом изучения каждой из пяти естественных наук (астрономии, биологии, географии, физики, химии): работа с топографическими картами, строение живых организмов, электрические явления, превращения веществ, солнечные и лунные затмение, изучение полезных ископаемых, существование жизни на других планетах, световые явления, получения новых веществ, борьба с болезнями животных и человека.

 

Астрономия

Биология

География

Физика

Химия

Солнечные и лунные затмения, существование ржи на других планетах

Строение живых организмов, борьба с болезнями животных и людей

Работа с топографическими картами, изучение полезных ископаемых

Электрические явления, световые явления

Превращения веществ, создание новых веществ

 

Задание «Продолжи логический ряд»

Литосфера - атмосфера - ___________________ (гидросфера)

Белки - жиры- ____________________ (углеводы)

Микроорганизмы - грибы - __________________ (растения)

Белый гриб - мукор - ___________________ (дрожжи)

Красная книга - исчезающие - _____________________ (вымирающие)

ЮНЕСКО - WWF - ___________________________ (Гринпис)

Заповедники - национальные парки - _______________________ (заказники)

География - физика- _________________________ (биология)

 

Задание «Подбери синонимы»

Каменная оболочка Земли - ______________________ (литосфера)

Воздушная оболочка Земли - _________________________ (атмосфера)

Водная оболочка Земли - _______________________ (гидросфера)

Вирусы и бактерии - __________________________ (микроорганизмы)

Дрожжи- _____________________ (грибы)

Книга тревоги и надежды - _____________________ (Красная книга)

Исчезающие виды- ____________________ (вымирающие виды)

Заповедник - ______________________________ (природоохранная территория)

 

Задание «Подбери антонимы»

Уничтожать- _____________________ (охранять)

Разрозненные- _____________________ (взаимосвязаны)

Микроскопический - ________________________ (гигантский)

 

Задача «Потеряна информация»

Вставьте в предложения пропущенные слова.

Биосфера не имеет четких границ, потому что распространение живых существ характеризует такое свойство, как____________________. Количество света, воздуха, воды, питательных веществ и______________ определяют количество живых организмов в той или иной части Земли. Биосфера включает в себе________________ часть атмосферы, _______________ гидросферу и____________________ часть литосферы, куда положено_____________________. Четыре__________________, в которые ученые объединили существ биосферы, отличаются по многим признакам. Так, количество видов__________________ почти в семь раз больше, чем видов_____________________. Большинство растений имеет в своих тканях__________________, что придает им зеленого окраску. Человек своей деятельностью разрушает природную среду обитания живых организмов, тем самым уменьшает живых существ.

Потерянные слова: хлорофилл, весь, верхний, нижнюю, почва, разнообразие, тепло, растений, животных, неравномерность, царства.

 

Задание «Закончи фразу»

В зависимости от уровня подготовки учащихся пропущенные слова и словосочетания или обозначения могут быть предложены в конце перечня фраз (как это было сделано в предыдущем задании «Потеряна информация») или, с целью усложнения задачи, учитель может не подавать подсказки готовых ответов.

1. Самая большая живая система Земли - это _____________________ (биосфера).

2. В состав такой системы, как биосфера, входят все существующие на планете____________________ (экосистемы).

3. Как для любой системы, так и для биосферы характерны внутренние и внешние_________________ (связи).

4. Примером внутренних связей биосферы может служить обогащение воды водорослями, которые живут в водоеме, __________________ (кислородом).

5. Кислород, водоросли выделяют в воду, служит для дыхания других жителей водоема, например________________ (рыб).

6. Примером внешних связей биосферы с Солнечной системой является использование живым организмом тепла и света от__________________ (Солнца).

7. Растения превращают энергию солнечных лучей в химическую энергию органических веществ в процессе _________________ (фотосинтеза).

8. Для охраны животных и растений в привычной для них среде обитания и проведения наблюдений и исследований создаются__________________ (заповедники).

9. Живописные уголки природы с целью охраны, а также массового туризма и отдыха людей объявляют __________________________ (национальными парками).

10. Определенный участок экосистемы или один из видов растений или животных охраняются в___________________________ (заказниках).