ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ТЕМА 4. БИОСФЕРА - САМАЯ БОЛЬШАЯ ЖИВАЯ 
СИСТЕМА.  ОБОБЩЕНИЕ
 
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ СРЕДНЕГО УРОВНЯ 
(4-6 БАЛЛОВ)
 
Задание «Найди пару»
Эту игру можно проводить как 
индивидуально, так и командно. Если ученики работают индивидуально, то каждый 
получает лист с таблицей из двух столбцов. В левом столбике - сроки (не 
больше 10-12), в правом столбце - определения этих терминов, но не в той 
последовательности, в которой они перечислены слева. Задача: слева и справа 
надписать соответствующие номера (как вариант для небольшого количества терминов - 
соединить стрелками термин и его определение).
Если работа проводится командно, 
участники одной команды получают карточки с терминами, участники другой команды - 
карты
с определениями. Как вариант игры - 
карточки с вопросами и ответами или фотографиями объектов и их названий. 
Поиск пары проводят обе команды. Образовавшийся пар последней, выбывает из 
игры или получает штрафные баллы, штрафное задание.
 
 
  | Срок | Определение | 
 
  | 1. Круговорот веществ | Международная организация, задачей 
 которой является охрана природы (б) | 
 
  | 2. Парниковый эффект | Правила, по которым существуют и 
 взаимодействуют все тела окружающей среды (7) | 
 
  | 3. Вирусы | Перемещение атомов Углерода, 
 Азота, Водорода и Кислорода из неорганических веществ в органической наоборот 
 (1) | 
 
  | 4. Бактерии | Содержание углекислым газом 
 атмосферы тепловой энергии; что выделяется во время работы машин и механизмов, 
 и нагревание Солнцем поверхности Земли (2)  | 
 
  | 5. Дрожжи | Микроорганизмы, которые развиваются 
 только внутри клетки живых организмов, поселяясь в ней (3)  | 
 
  | 6. Гринпис | Микроскопические одноклеточные безшапкові 
 грибы (5)  | 
 
  | 7. Законы природы | Группа микроорганизмов, среди которых 
 с и полезные и болезнетворные (4) | 
 
Игра «Корова» (показуха)
Используется на этапе 
обобщающего повторения. Ученики объединяются в две команды. Каждая по очереди 
вызывает по одному участнику из команды соперников и называет ему какой-нибудь 
срок с темы на повторение. Ученик, получивший задание, должен 
продемонстрировать своей команде значение этого термина с помощью мимики и 
жестов, без слов и использование дополнительных предметов. Если команда за помощью 
красноречивых действий своего участника отгадала срок, ей присваивается балл. 
Побеждает та команда, которая набрала наибольшее количество баллов.
Например, жестами и мимикой можно 
показать такие сроки: вирусы, грибы, Гринпис, Красная книга, национальный 
природный парк.
 
Задание «Распредели на группы»
1. Распределите на группы явления, которые 
происходят в каждой из четырех оболочек Земли: радуга, цунами, течение, 
цветения, строительство гнезд, землетрясение, волны, тайфун, извержение вулкана, 
смещение, туман, листопад, добыча полезных ископаемых, выветривания, приливы и 
отливы, полярное сияние, охота.
 
 
  | Литосфера | Атмосфера | Гидросфера | Биосфера | 
 
  | Землетрясение, извержение вулкана, 
 смещение, добыча полезных ископаемых, выветривания | Радуга, тайфун, туман, полярный 
 сияние | Цунами, течение, волны, приливы и 
 отливы | Цветения, строительство гнезд, 
 ноябрь, охота  | 
 
2. Распределите по группам темы, которые 
является предметом изучения каждой из пяти естественных наук (астрономии, биологии, 
географии, физики, химии): работа с топографическими картами, строение живых 
организмов, электрические явления, превращения веществ, солнечные и лунные 
затмение, изучение полезных ископаемых, существование жизни на других планетах, 
световые явления, получения новых веществ, борьба с болезнями животных и человека.
 
 
  | Астрономия | Биология | География | Физика | Химия | 
 
  | Солнечные и лунные затмения, 
 существование ржи на других планетах | Строение живых организмов, борьба 
 с болезнями животных и людей | Работа с топографическими картами, 
 изучение полезных ископаемых | Электрические явления, световые явления | Превращения веществ, создание 
 новых веществ | 
 
Задание «Продолжи логический ряд»
Литосфера - атмосфера - 
___________________ (гидросфера)
Белки - жиры- ____________________ (углеводы)
Микроорганизмы - грибы - 
__________________ (растения)
Белый гриб - мукор - 
___________________ (дрожжи)
Красная книга - исчезающие - 
_____________________ (вымирающие)
ЮНЕСКО - WWF - ___________________________ (Гринпис)
Заповедники - национальные парки - 
_______________________ (заказники)
География - физика- _________________________ 
(биология)
 
Задание «Подбери синонимы»
Каменная оболочка Земли - 
______________________ (литосфера)
Воздушная оболочка Земли - 
_________________________ (атмосфера)
Водная оболочка Земли - 
_______________________ (гидросфера)
Вирусы и бактерии - 
__________________________ (микроорганизмы)
Дрожжи- _____________________ (грибы)
Книга тревоги и надежды - 
_____________________ (Красная книга)
Исчезающие виды- ____________________ 
(вымирающие виды)
Заповедник - 
______________________________ (природоохранная территория)
 
Задание «Подбери антонимы»
Уничтожать- _____________________ (охранять)
Разрозненные- _____________________ (взаимосвязаны)
Микроскопический - 
________________________ (гигантский)
 
Задача «Потеряна информация»
Вставьте в предложения пропущенные слова.
Биосфера не имеет четких границ, потому что 
распространение живых существ характеризует такое свойство, как____________________. 
Количество света, воздуха, воды, питательных веществ и______________ определяют 
количество живых организмов в той или иной части Земли. Биосфера включает в 
себе________________ часть атмосферы, _______________ гидросферу и____________________ 
часть литосферы, куда положено_____________________. Четыре__________________, 
в которые ученые объединили существ биосферы, отличаются по многим признакам. Так, 
количество видов__________________ почти в семь раз больше, чем видов_____________________. 
Большинство растений имеет в своих тканях__________________, что придает им зеленого 
окраску. Человек своей деятельностью разрушает природную среду обитания 
живых организмов, тем самым уменьшает живых существ.
Потерянные слова: хлорофилл, весь, верхний, 
нижнюю, почва, разнообразие, тепло, растений, животных, неравномерность, царства.
 
Задание «Закончи фразу»
В зависимости от уровня подготовки учащихся 
пропущенные слова и словосочетания или обозначения могут быть предложены в 
конце перечня фраз (как это было сделано в предыдущем задании «Потеряна 
информация») или, с целью усложнения задачи, учитель может не подавать 
подсказки готовых ответов.
1. Самая большая живая система Земли - это 
_____________________ (биосфера).
2. В состав такой системы, как 
биосфера, входят все существующие на планете____________________ (экосистемы).
3. Как для любой системы, так и 
для биосферы характерны внутренние и внешние_________________ (связи).
4. Примером внутренних связей 
биосферы может служить обогащение воды водорослями, которые живут в водоеме, 
__________________ (кислородом).
5. Кислород, водоросли выделяют в 
воду, служит для дыхания других жителей водоема, например________________ (рыб).
6. Примером внешних связей 
биосферы с Солнечной системой является использование живым организмом тепла и света 
от__________________ (Солнца).
7. Растения превращают энергию 
солнечных лучей в химическую энергию органических веществ в процессе 
_________________ (фотосинтеза).
8. Для охраны животных и растений в 
привычной для них среде обитания и проведения наблюдений и исследований 
создаются__________________ (заповедники).
9. Живописные уголки природы с 
целью охраны, а также массового туризма и отдыха людей объявляют 
__________________________ (национальными парками).
10. Определенный участок экосистемы или один 
из видов растений или животных охраняются в___________________________ (заказниках).