АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ
Урок 54. СРАВНЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХ ТАБЛИЧНЫЕ СЛУЧАИ УМНОЖЕНИЯ ЧИСЛА 2. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА УМНОЖЕНИЕ ЧИСЛА 2
Цель: закреплять вычислительные навыки, знание таблицы умножения числа 2; формировать умение сравнивать выражения, содержащие табличные случаи умножения числа 2; закреплять навыки решения задач; развивать логическое мышление; повышать интерес к предмету.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (см. приложение на с. 118)
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Сегодня на уроке мы закрепим знания таблицы умножения числа 2.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа по учебнику (с. 70-71)
Задача 428
Ученики с места составляют по рисунку задачу на умножение с таким вопросом: «Сколько всего ватрушек испекла мама?».
Задача 429. Коллективное обработки материала
Ученики читают таблицу умножения числа 2. Объясняют, как узнали, что 2 · 6 = 12.
Задача 430
Ученики решают задачи устно.
Задача 431
Ученики «по цепочке» решают примеры. Один ученик работает у доски, остальные - в тетрадях.
Задачи 432. Письменное выполнение задания с комментированием
Задача 433
Задача решается самостоятельно, после анализа. Один ученик работает за закрытой части доски (решает с помощью действий), второй - с помощью выражения.
1) 24 + 17 = 41 (н.) - упакуют вместе за 1 час.
2) 41 + 41 = 82 (н.) - упакуют вместе по 2 ч.
(24 + 17) + (24 + 17) = 82 (н.)
2. Физкультминутка
V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
1. Решение задач с рисунками
• Оля вымыла чайные чашки и поставила их на полку в 3 ряда, по 5 чашек в ряду. Сколько чашек вымыла Оля?
• Елена вымыла чайные блюдца и поставила их на полку в 5 рядов, по 3 блюдца в каждый ряд. Сколько блюдец вымыла Елена?
2. Игра «Сравни, не вычисляя»
Во время выполнения задания учащиеся должны дать ответ, не вычисляя значений этих выражений. Например: 2 · 5 > 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2, потому что 2 · 5 - это сумма пяти двоек, а справа данная сумма шести двоек.
3. Работа над задачей
Две бригады лесорубов имели заготовить за месяц 90 машин дров. Первая бригада заготовила 38 машин дров, а вторая - на 5 машин больше.
Что узнаете, выполнив действия:
38 + 5 = ?
38 + (38 + 5) = ?
90 - 38 - (38 + 5) = ?
4. Решение примеров
- Какое наибольшее число достали во время вычислений?
- Назовите число, в котором 9 десятков и 2 единицы.
- Назовите число, в котором число десятков равно числу единиц.
- Назовите число, в котором число десятков на 2 меньше, чем число единиц.
5. Офтальмологическая пауза
6. Решение логической задачи
Вера и Надя - сестры. Вера сказала, что у нее два брата, и Надя сказала, что у нее два брата. Сколько детей в семье? (4)
VИ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ
- Чему учились на уроке?
- Как оцениваете свою работу?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
С. 70-71, задача 434; 435.
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ 54
1. Проверка домашнего задания (с. 69-70, задачи 426; 427)
Задача 426
- Сколько всего бананов раздали обезьянкам?
Задача 427
- Прочитайте восстановлены равенства.
2. Устный счет
1) Игра «Цепочка».
2) Вычислите второй пример каждого столбика, используя решение первого примера.
3) Круговые примеры.
4) Игра «Составь пример».
Даются числа: 6; 8; 12; 18; 16. Задание: составить различные примеры на табличное умножение числа 2 с этими ответами.
3. Минутка каллиграфии
- Какое число «лишнее»?
5; 10; 11; 15; 20; 25; 30; 35.