АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ
Урок 53. ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ ЧИСЛА 2. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА УМНОЖЕНИЕ
Цель: ознакомить учащихся с таблицей умножения числа 2 и ее практическим применением; формировать умение решать задачи на умножение; развивать логическое мышление; воспитывать общую культуру.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
1. Проверка домашнего задания (с. 68, задача 417; 418)
Задача 417
- Какова масса 6 таких посылок? Прочитайте решение добавлением, а потом - умножением.
Задача 418
- Прочитайте выражения, в которых ответы - числа третьего десятка; четвертого десятка; круглое число, записанное одинаковыми цифрами; десятков на 4 больше, чем единиц.
2. Устный счет
1) Мама засолила 7 банок огурцов, по 2 килограмма в каждой. Сколько килограммов огурцов засолила мама?
2) Сравните!
3) Неделя 5 рабочих дней и 2 выходных. Сколько рабочих дней должны 2 недели? А сколько выходных?
3. Минутка каллиграфии с логическим заданием
- Какое число «лишнее»?
14; 21; 27; 28; 35; 42; 49.
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Сегодня на уроке вы составите и выучите таблицу умножения числа 2.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА 1. Работа по учебнику (с. 68-69)
Задача 419. Устное выполнение задания
- Прочитайте равенство 2 · 3 = 6. Что показывает второй множитель?
- Как проверить произведение?
- Как называются числа при умножении?
Задача 420
Ученики «цепочкой» читают выражения и вычисляют их значения.
Задача 421. Коллективное обработки материала
- Находить произведение добавлением неудобно. Нужно составить и выучить таблицу умножения числа 2.
- Прочитайте таблицу. Что интересного вы заметили?
- Как можно получить значение следующего выражения из предыдущего?
Задачи 422
Коллективное решение задачи.
Анализ условия задачи, запись сокращенной условия.
Задача 423
Задача решается самостоятельно, после анализа. Ученики сравнивают длину самой длинной и самой короткой лент.
Задача 424
Ученики сравнивают, не вычисляя. Например, 2 · 5 > 2 + 2, потому что 2 · 5 - это сумма пяти двоек, а дело данная сумма двух двоек.
Задача 425. Коллективное решение задачи Анализ условия задачи, запись сокращенной условия.
2. Физкультминутка
V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
1. Решение задач на умножение
• Сколько крыльев в четырех куриц? Сколько крыльев у семи куриц?
• На одну детскую платье нужно 2 м ситца. Сколько метров ситца понадобится на 8 таких платьев? На шесть платьев? На девять платьев?
• Масса курицы 2 кг. Какая масса шести таких куриц?
• Сторона квадрата равна 2 см. Найдите периметр квадрата удобным способом.
• Периметр квадрата со стороной а можно найти так: Р = а · 4.
• Стороны равностороннего треугольника равны по 2 см. Найди его периметр удобным способом.
• В зоомагазине в 6 клетках было по 2 кролики. Сколько всего кроликов было в зоомагазине?
2. Офтальмологическая пауза
3. Решение логических задач
• Две бригады сеяли горох. Первая бригада засеяла 4 грядки гороха, а вторая - столько и еще півстільки. Какая бригада стала победителем? (Вторая)
• Один ослик нес 10 кг сахара, а второй - 10 кг ваты. У кого груз был тяжелее? (Одинаково)
• Два отца и два сына разделили между собой 3 апельсина так, что каждому досталось по апельсину. Как это могло произойти? (Дед, отец, сын)
VИ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ
- Что нового узнали на уроке?
- Расскажите таблицу умножения числа 2.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
С. 69-70, задачи 426; 427.