Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МАТЕМАТИКА
Поурочные планы для 5 классов

Урок № 55

Тема. Прямоугольный параллелепипед и его объем

 

Цель урока: расширить знания учеников о геометрические фигуры, сформировать понятие о прямоугольный параллелепипед, куб, учить распознавать их, вычислять линейные размеры этих фигур, записывать формулы объема прямоугольного параллелепипеда и куба и применять их к вычисление объемов.

Развивать способности учащихся через привитие интереса к математике, устную и письменную культуру речи.

Воспитывать положительную мотивацию к обучение, поощрять к самостоятельной учебной деятельности.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: набор игральных кубиков, демонстрационные модели прямоугольного параллелепипеда и куба, таблицы „Прямоугольный параллелепипед”, „Куб”, „Зависимость между мерами длины”, „Соотношения между единицами площадей и объема”, шпицы, пластилин.

 

Ход урока

И. Актуализация опорных знаний.

Устные упражнения

1. Назвать фигуры. Указать их вершины и стороны.

 

 

 

2. Которые вы видите фигуры и сколько их.

 

 

3. Проверка домашнего задания.

Отчет консультантов.

II. Усвоение новых знаний.

Дети, перед вами одна из приятных фигур детства - кубик. Все вы умеете играть кубиками. Предлагаю составить геометрические фигуры разной формы кубиками.

Далее прошу учеников составить фигуру из 6 кубиков. Построенная фигура называется прямоугольный параллелепипед, поэтому и тема сегодняшнего урока „Прямоугольный параллелепипед и его объем”.

Затем предлагаю учащимся привести свои примеры прямоугольного параллелепипеда: спичечная коробка, пенал, ящик для посылок, кирпич и т.д.

Далее даю задание составить из спиц по помощью пластилина прямоугольный параллелепипед и сравнить его с моделью в классной комнате.

На демонстрационной модели объясняю понятие „грань”, „ребро”, „вершина”.

Возьмем куб и посчитаем сколько граней, ребер и вершин он имеет. Выясняем, что ребро - отрезок, грань - прямоугольник. Поэтому эти геометрические фигуры можно измерить и получить такие величины:

а) длину, ширину, высоту, условно обозначив а, b, с;

длину всех ребер прямоугольного параллелепипеда и она равна 4а +4b+4с

б) площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда 2аb + 2bc + 2 ac

Далее все вместе учимся изображать куб и прямоугольный параллелепипед

Возьмем изготовленный из проволоки каркас прямоугольного параллелепипеда и на нижнюю его грань положим кубики, причем ребро такого кубика примем за условную единицу измерения, посчитаем сколько их. Теперь полностью заполним его кубиками и посчитаем всю их количество. Таким образом мы узнали объем прямоугольного параллелепипеда.

Предлагаю ученикам самим записать формулу объема и отыскать ее на таблице. Тогда измеряем ребро куба и вычисляем его объем.

Обращаю внимание на единицы измерения объема. Далее каждый ученик определяет объем своего пенала и записывает в тетради:

Физкультминутка

Станем смирно!

Руки в боки!

Пострибаєм, как сороки,

Как сороки білобокі -

Стрибу - стрибу!

Пляски - пляски!

А теперь, как лягушата,

Хотим немного попрыгать.

Ква - ква - ква!

Ква - ква - ква!

Чтобы ушедшая голова.

Далее работа с учебником (ст. 162).

Характеризуем единицы измерения длины, площади, объема. Работа с таблицами.

Обращаю внимание учащихся на то, что 1 л = 1дм3 и измерения объемов начинается с договоренности о единицы измерения. В зависимости от длины ребра единичного куба объем параллелепипеда будет выражаться разными числами и связь между ними можно записать в виде цепочки

 

 

III. Закрепление материала.

1. Устные упражнения № 869, № 870.

2. Работает весь класс. Решить упражнения № 872, 873.

3. Работа по уровням:

И г. № 875

II г. № 876

ІІІ г. № 877

ИV г. № 879

Ученики записывают задачи в тетради и желающие с каждого уровня на доске, запись сопровождается объяснением. Дальше предлагаю выполнить № 885 (а, б, г) у доски объясняют учащиеся III уровня. А ученикам ИV уровня даю № 890. Далее выполняем упражнения для повторения № 898, 899

 

ИV. Итог урока.

Ученик - консультант в роли журналиста проводит „расследование” состояния усвоения темы урока, используя рубрику учебника „Проверь себя” (ст. 162, проводится игра „Микрофон”)

V. Домашнее задание §19

И г.№ 874,

II г. № 878,

ІІІ г. № 881,

ИV г. № 885в ученикам ИV г. Подготовить вопросы к игре на следующем.