География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОГРАФИЯ. 6 КЛАСС.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

II СЕМЕСТР

 

РАЗДЕЛII

Географическая оболочка и ее составляющие

 

Тема 3. Гидросфера

 

Урок 52. Болота, их типы. Ледники

 

Цель: ознакомить учащихся с природой образования болот, ледников, раскрыть их значение; развивать у учащихся навыки работы с географической картой по определению географического положения названных объектов; воспитывать бережное отношение к болот, ледников; способствовать пониманию процессов образования ледников, болот,

многолетней мерзлоты, показать их роль в природе; воспитывать у учащихся познавательную активность и самостоятельность мышления.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: физическая карта мира, учебники, атласы, схемы, фотографии, таблицы «Покровный ледник. Горный ледник», «Низменное болото. Верховое болото».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков

Задача

• На карте показать крупнейшие реки мира

• На реке Днепр показать водохранилища.

• Нарисовать схему круговорота воды в природе.

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Иногда на месте озера может образоваться болото. Болотам принадлежит важная роль в природе: они увлажняют воздух, являются местом обитания для многих видов животных и местом произрастания ценных видов растений. Болота используются человеком: из них добывают торф, здесь собирают ягоды и лекарственные растения. Поэтому на сегодняшнем уроке мы рассмотрим процесс образования болот.

 

ИV. Изучение нового материала

Работа со словарем. Болото - это избыточно золожені участки суши, заросшие влаголюбивыми растениями со слоем торфа не менее 30 см.

 

 

Верховые питаются атмосферными осадками, бедные минеральными солями, расположенные на водоразделах или на террасах рек, растительность отличается многообразием видового состава. Преобладают сфагновые мхи.

Низинные болота возникают в местах выхода на поверхность или близкого залегания подземных вод, имеют богатое минеральное питание и характеризуются разнообразной растительностью: мхи, осоки, злаки, ольха, береза.

Через накопления торфа поверхность низинных болот постепенно повышается. На определенной стадии поверхность болота может достигнуть такой высоты, на которой болотная растительность уже не может использовать подземные воды и переходит на питание атмосферными осадками. Так низменное болото превращается в верховое.

Работа с картой. Определить места заболочуваності на Земле. Объяснить такое расположение.

Работа с учебником. Прочитать о значении болот.

Работа со словарем. Ледники - скопления многолетнего пресного льда на суше.

Ледник в отличие от речного льда образуется из снега, который постепенно уплотняется и превращается в лед.

Вопрос. Какие условия необходимы для образования ледника?

 

 

Лед образуется при определенных условиях.

Работа со словарем. Линия, выше которой образуются ледники, называется снеговой линией.

Ее высота будет уменьшаться от экватора к полюсам. Кроме того, высота снеговой линии зависит от годового количества осадков.

В настоящее время ледники занимают только 11 % суши. Они сохранились в высоких горах и за Полярными кругами. Материк Антарктида покрыта льдом толщиной около 4 км. Лед имеет свойство стекать по склонам гор и таять, питая реки и ручьи. Сползая вниз горными долинами, ледники постепенно расширяют и углубляют их. На склонах гор образуются округлые углубления. Ледник разрушает, переносит горные породы, создает новые формы рельефа.

Покровные ледники сползают в окружающие воды морей, океанов, от них откалываются части и образуются глыбы льда - айсберги, дрейфующие в океане. Окраинные части покрытого ледника находятся на плаву в океане - шельфовые ледники.

В северной части Евразии и в Северной Америке иногда находят останки древних животных - мамонтов. Сохранила мамонтов многолетняя мерзлота. Она образовалась в ледниковую эпоху в тех районах, где ледник не покрывал земную поверхность, но температура воздуха была достаточно низкой. Вода, что находилась в почве, в порах и трещинах горных пород, замерзла на глубину от нескольких десятков метров до километра.

Работа со словарем. Слой мерзлого грунта, что постоянно сохраняет температуру ниже 0 °С, называется многолетней мерзлотой.

 

V. Закрепление новых знаний, умений, навыков

Беседа

Какое значение имеют ледники, болота, многолетняя мерзлота?

• Где снеговая линия будет выше - на 30° с. ш. или на 50° с. ш. Почему?

Задачи. Обозначить на контурной карте районы распространения болот, покровных и горных ледников.

 

VI. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

Проработать соответствующий параграф в учебнике.