Европейский Союз (ЕС) - влиятельная региональная международная политическая организация. Процесс создания ЕС основан заявлением Роберта Шумана (в послевоенные годы - министр иностранных дел Франции), провозглашенной им 9 мая 1950 г., в которой было предложено объединить угольную и сталелитейную промышленность Франции и ФРГ. Предложение Г. Шумана была реализована в 1951 г. - в соответствии с Парижским договором шесть европейских государств - Бельгия, Франция, Германия, Италия, Люксембург и Нидерланды - подписали Соглашение о Европейское объединение по углю и стали. В 1957 г. в соответствии с Римским договором эти шесть европейских государств подписали Соглашение о Европейское Экономическое Сообщество и Договор о Европейском сообществе по атомной энергии. Соглашения были направлены на создание таможенного союза и ломку внутренних торговых барьеров внутри Сообщества, а также на развитие ядерной энергии в мирных целях. В 1967 г. произошло объединение исполнительных органов трех сообществ в единую структуру - ЕС. До начала современного этапа расширения ЕС провел одиннадцать успешных переговоров о вступлении, результатом девяти из которых было принятие в его состав новых членов. Первое расширение произошло в 1973 г., когда членства в организации вступили Дания, Ирландия и Великобритания; во время второго, в 1981 г., единственной страной, которая вступала, была Греция; третье расширение, так называемое иберийское, или средиземноморское, завершилось вступлением Португалии и Испании; в-четвертых, в 1995 г., завершилось присоединением к Евросоюзу Австрии, Швеции и Финляндии. Фактически лишь четвертое расширение было осуществлено с применением действующих ныне правовых норм относительно членства в ЕС, которые содержит Маастрихтский договор о Европейском Союзе, вступивший в силу в ноябре 1993 г. Членами Являются. С. стали: Австрия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, ФРГ, Швеция. 1 мая 2004 г. в ЕС были приняты десять новых членов. Ими стали Эстония, Кипр (только южная греческая часть), Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Венгрия и Чехия. Теперь в ЕС входят 25 стран.
Согласно Маастрихтского договора 1992 г. европейское политическое сотрудничество как ключевой направление деятельности Союза было закреплено Соглашением о ЕС; определены рамки функционирования единой европейской валюты. Процедуру вступления новых членов в ЕС было разработано в процессе расширения. Она предусматривает пять последовательных этапов: подачи заявления о членстве, подготовку заключения (Avis), начало переговоров, заключения договора и собственно вступление и включает следующие стадии: представление в Совет Европейского Союза заявления о членстве; обращение Совета к Европейской комиссии с просьбой подготовить Заключение относительно заявления; вручение Комиссией Совету Заключения; решение Совета (единогласное) относительно начала переговоров о вступлении; начало переговоров между государствами-членами и государством - заявителем; принятие Советом (единогласное) по предложению Комиссии общей позиции на переговорах с государством-претендентом на вступление; заключения отдельного соглашения между ЕС и государством, вступает, в отношении проекта договора о вступлении; представление договора о вступлении в Совета и Европарламента; подготовка Комиссией заключения о договора о вступлении; предоставление согласия (абсолютным большинством) Европарламентом; одобрения договора Советом (единогласное); заключение договора между Евросоюзом и страной, вступает; ратификация договора сторонами; вступление договора в силу с определенной сторонами даты.
Процесс развития процедуры вступления в ЕС обусловил создание политико - правового механизма сотрудничества, который базируется на следующих основных принципах: принцип признания государством-кандидатом acquis communautaire; принцип практической направленности переговоров; принцип применения дополнительных политических инструментов; принцип адаптации к институциональной структуры Союза; принцип согласования позиций государств - кандидатов на вступление. За время существования ЕС постоянно совершенствует собственную структуру руководящих органов. Исполнительным органом Союза является Европейская комиссия, двадцать членов которой (по два представителя от каждой из пяти великих стран - членов ЕС - Франции, Германии, Италии, Великобритании и Испании и по одному от каждой из десяти малых стран - Бельгии, Дании, Греции, Ирландии, Люксембурга, Нидерландов, Австрии, Португалии, Финляндии и Швеции) назначаются на пятилетний срок национальными правительствами этих стран. Состав Комиссии утверждается Европейским парламентом. Комиссия действует автономно в различных областях политики: аграрной, торговой, конкурентной, транспортной, региональной и т.д.; имеет собственный исполнительный аппарат; управляет бюджетным процессом; осуществляет руководство различными фондами и программами ЕС; играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности, направленной на выполнение основополагающих договоров; выступает с законодательными инициативами; в случае нарушения законодательства ЕС прибегает к санкциям, в частности, обращается в Европейский суд. Основными рабочими языками Комиссии являются английский, французский и немецкий. Все официальные документы переводятся и публикуются одиннадцатью европейскими языках: датском, голландском, английском, французском, немецком, греческом, итальянском, португальском, испанском, финском и шведском. Штаб-квартира Европейской комиссии находится в Брюсселе (Бельгия). Основным органом ЕС по принятию решений является Совет Министров, который периодически, в зависимости от рассматриваемых вопросов, меняет собственное название и состав (Совет министров иностранных дел, Совет министров экономики, Совет министров сельского хозяйства, Совет министров финансов и т.п.). Решения, которые принимают министры стран ЕС, в составе Совета Министров ЕС, не могут изменяться в отдельных странах. Совет Министров созывается дважды в год (обычно в июне и декабре) на уровне глав государств и правительств. Это называется заседания Советом Европейского Союза (Европейским советом) и оно проходит в государстве, представитель которой на время его проведения председательствует в Европейском Совете. Согласно договорам о ЕС, решения Совета Министров принимаются либо единогласно, либо квалифицированным большинством голосов в зависимости от направлений политики, которые рассматриваются. Совет Министров ЕС возглавляет Президентство, которое регулярно меняется.
Президентство Европейского Союза переходит от одной страны - члена ЕС в другую каждые шесть месяцев: с января по июнь, с июля до декабря. Представители текущего, прошлого и следующего Президентства определенное время составляло "тройку ЕС". После вступления в силу Амстердамским договором летом 1999 г. "тройка ЕС" была модифицирована и включает четырех представителей: от председательствующей в ЕС государства, следующей председательствующей в ЕС государства, а также Европейской комиссии и Генерального секретаря Совета ЕС Роль Президентства постоянно повышается, потому что сферы ответственности ЕС расширяются и углубляются. Обязанностями Президентства предусмотрены: организация и председательства на встречах; разработка приемлемых компромиссов и поиск практического решения проблем, которые относятся к компетенции ЕС; обеспечение последовательности и постоянства процесса принятия решений. Важное место в деятельности ЕС принадлежит Европейскому парламента как представительной ассамблеи стран - членов ЕС, законодательные и надзорные полномочия. К компетенции Европарламента входит: одобрение, отклонение, внесение изменений в законодательство ЕС; одобрение назначений до Комиссии европейских сообществ; принятие совместно с Советом ЕС решений по бюджетным вопросам; одобрение сделок с государствами - не членами ЕС, постановка вопросов перед Комиссией и Советом; принятие петиций от граждан; назначение защитника прав человека.
Европейский парламент обладает правом роспуска Европейской комиссии. В случае принятия в ЕС новых членов требуется его согласие. Соглашение об ассоциированном членстве в ЕС и торговые договоренности с третьими странами должны быть также одобрены Европарламентом. Европарламент назначает омбудсмена, наделенного правом принимать к рассмотрению жалобы, касающиеся институтов или органов ЕС, а также направлять отчеты Парламенту. В структуре Европарламента действуют профильные законодательные комитеты: внешние дела и безопасность; сельское хозяйство, рыболовство и развитие села; транспорт и туризм; окружающей среды, охрана здоровья и защита потребителя; экономические и финансовые проблемы, индустриальная политика; исследования, технологическое развитие и энергия; культура, молодежь, образование, средства массовой информации; развитие и сотрудничество; внешнеэкономические отношения; внутренние дела и гражданские свободы; юридические вопросы и права граждан; бюджетные вопросы; социальные проблемы, занятость и деловая среда; региональная политика, отношения с региональной и местными властями; институциональные вопросы; права женщин; петиции. Кроме того, создаются временные комитеты. Европарламент проводит пленарные заседания в Страсбурге (Франция) и Брюсселе (Бельгия), работает в сессионном режиме, преимущественно одну неделю ежемесячно. Местом пребывания является Страсбург, большинство комитетов расположена в Брюсселе, секретариат - в Люксембурге. Руководящие органы Европарламента состоят из председателя (избирается на 2,5 года), его заместителей, квесторов, на которых возлагаются административные и финансовые дела. Указанные должностные лица образуют Президиум. Судебным органом ЕС высшей инстанции есть Европейский суд, который проводит свои заседания в Люксембурге. Главной функцией Суда является регулирование разногласий между государствами - членами ЕС и самим ЕС; между институтами ЕС; между ЕС и физическими либо юридическими лицами, включая сотрудников его структур. Суд дает заключения по международным соглашениям; выносит предыдущие судебные решения по делам, которые переданы на его рассмотрение национальными судами. Согласно Маастрихтского договора Европейскому суду предоставлено право налагать штрафы на страны - члены ЕС, которые не выполняют его решения.
В состав Европейского суда входят судьи (по одному от каждой из стран - членов ЕС) и 9 юридических советников. Судьи назначаются на 6-летний срок, который может быть продлен. Ротация половины состава судей происходит каждые три года. Назначение генеральных адвокатов осуществляется таким же способом. Судебными органами ЕС также Суд юстиции и Суд аудиторов. Суд аудиторов формируется из представителей налогоплательщиков, ответственных за проверку того, что ЕС использует свои деньги согласно бюджетных правил и положений и только на те цели, на которые они были выделены. С целью проведения аудиторской проверки бюджета ЕС в 1977 г. было создано Счетную палату. С 1958 г. в структуре ЕС функционирует Европейский инвестиционный банк, деятельность которого направлена на финансовое содействие сбалансированному и устойчивому развитию Общего рынка в интересах ЕС, Банк предоставляет займы и гарантии под проекты, представляющие интерес для Союза в целом и для нескольких государств - членов, которые по своему масштабу не могут быть полностью профинансированы за счет собственных ресурсов стран - членов ЕС Валютную политику стран - членов ЕС определяет Европейский Центробанк, который образован в 1998 г. в результате кооперации банков 11 стран - членов ЕС, входящих в так называемой еврозоны (Австрия, Бельгия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Германия, Португалия, Финляндия, Франция). Консультативным органом ЕС является Экономический и социальный комитет, который осуществляет наблюдение за функционированием единого внутреннего рынка стран - членов ЕС Консультативным органом Совета Министров и Европейской комиссии является Комитет регионов, который функционирует с 1994 г.
Азбука украинской политики: Справочник. Вып. 5 / Авт.-сост.: М. Томенко (рук. колл.), Л. Бадешко, В. Гребельник и др. - К., 2002.
О. Антонюк