Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Европейский парламент - один из высших органов Европейского Союза. К 1979 г. состоял из парламентариев, которых назначали национальные законодательные органы стран - членов Европейского Сообщества. В июне 1979 г. в странах Общего рынка, то есть государствах Европейского Сообщества, были проведены первые всеобщие прямые выборы в Е. п. Распределение мандатов отображал количество населения государств - членов Европейского Сообщества: Германия, Франция, Италия и Великобритания имели каждая по 81 месту в Е. п., а Испания - 60, Нидерланды - 25, Бельгия, Греция, Португалия - по 24, Дания - 16, Люксембург - 6, Ирландия - 15 депутатов. Е. п. избирается сроком на 5 лет, в течение которых депутаты объединяются не по принципу стран, а на основе партийной принадлежности. В Е. п. действуют 10 депутатских объединений, наиболее представительные - социалистическая фракция (лейбористы в Великобритании, социал-демократы Германии, социалисты Франции и др.) и фракция политических партий консервативного толка.

Несмотря на владение торжественным титулом "носителя воли народов Европы", Е. п. не достиг еще уровня компетенции современных национальных или федеративных государств. Его участие в законодательном процессе еще достаточно ограничена. Больше всего выражена функция политического наблюдения за регулирующей деятельностью высших исполнительных органов Европейского Союза (ЕС) - Европейского совета, Совета ЕС и Комиссии. Е. п. вносит рекомендации по общеполитическим вопросам в органы ЕС, утверждает или отклоняет (но не меняет) бюджет Европейского Сообщества, рассматривает годовые отчеты Комиссии ЕС. Не назначает и освобождает с должности руководителей высших органов ЕС. Е. п. играет роль одной из составляющих архитектуры западноевропейской интеграции, что отвечает в первую очередь за сближение членов ЕС в сфере межгосударственных политических отношений. Здесь обсуждаются главные проблемы соотношения полномочий Сообщества и государств - членов, определяет степень и масштабы соперничества институтов и структур, которое отражает европейское мышление и различные национально-консервативные идеологии (сессии происходят в Страсбурге, Франция, секретариат находится в Люксембурге). Новые горизонты в деятельности Е. п. открылись после подписания в г. Маастрихт (Нидерланды) Договора (1992 г.) о преобразовании Европейского Сообщества в экономический, валютный и политический союз стран - членов. В повестку дня ЕС включены проблемы военно-политической интеграции, согласования внешнеполитической деятельности стран - членов; иммиграционной, пограничной и таможенной политики; правовой взаимопомощи и др.

Понимание растущей интегрирующей роли Е. п. порождает инициативу по расширению полномочий, предоставления ему статуса наднационального института. Курс, взятый в Маастрихте на создание политического союза демократических государств - Соединенных Штатов Европы, предусматривает также создание демократического сообщества граждан, легитимизируют демократию через парламент, который в таком случае должен иметь право законодательной инициативы. Е. п. принимает активное участие в расширении ЕС (Австрия, Швеция, Финляндия, Норвегия), в заключении соглашений об ассоциации с Польшей, Венгрией, Чехией, Словакией, Болгарией, Румынией и др. Е. п. способствовал рассмотрению заявок о вступлении (Турция, Кипр, Мальта и страны ЦВЕ) и дальнейшему расширению ЕС за счет стран Центрально-Восточной Европы с мая 2004 г. Е. п. играет важную роль также в подготовке проекта конституции Евросоюза на протяжении последних лет.

В современных условиях усиление евроинтеграции Е. п. имеет полномочия на участие в принятии соответствующих решений по многим вопросам. Согласно процедуре для одобрения запланированного правового акта необходима совместная согласие Совета ЕС и Е. п., причем парламент может самостоятельно допустить его принятия. Кроме того, Е. п. формирует бюджет вместе с Советом ЕС. Усилилась роль Е. п. относительно назначения на должности. С 1994 г. Е. п. участвует в процедуре назначения представителей Еврокомиссии, а с осени 2004 г. кадровые вопросы решаются новым составом евродепутатов.

Значительная роль Е. п. и в налаживании постоянного диалога со странами постсоветского пространства, в частности и с Украиной, и реализации идеи "европейского экономического пространства". Соглашение о партнерстве и сотрудничестве определили пути углубления связей между ЕС и Украиной в 1994 г., в том числе и на уровне парламентов.

С 1994 г. выборы в Е. п. происходят за прямого голосования избирателей стран - членов ЕС. В течение 10-13 июня 2004 г. в 25 странах Евросоюза 350 млн. населения, имеющего право голоса, выбирали 732 депутатов к Е. п. Это были самые масштабные выборы на континенте за последние 25 лет. Одновременно это был тест на проверку того, разделяет население 15 старых, так и 10 новых стран-членов интеграционную политику своих правительств. Почти во всех странах, где проходили выборы, была довольно низкое участие в голосовании избирателей: в среднем чуть выше 40 %, в Нидерландах и Великобритании она составляла около 40 %, а в новых странах - членах не более 30 %, в Польше и Словакии меньше 20 %, рекорд избирательной активности оказался на Мальте - 82 %.

Общий итог выборов подтвердил, что первое место у консерваторов - Европейская народная партия получила 272 места, европейские социалисты - 201 мандат, третье место в Европейской партии либералов - 66 мест, на четвертом месте - "зеленые" - 44 мандата. Только правящим партиям Испании, Греции, Финляндии, Швеции и Люксембурга удалось добиться победы на этих выборах. Правящим партиям других стран ЕС не удалось убедить своих граждан в пользу поддержки собственной евро-политики. В то же время нужно заметить, что такая реакция населения стран - членов ЕС в основном является откровенной реакцией на те проблемы, которые характерны для их внутренне-экономического положения. А это заметный экономический спад и усиление безработицы во многих странах Евросоюза. Убедительным является тот факт, что с приходом к Е. п. значительного количества евроскептиков он станет более поляризованным и сдержаннее в осуществлении далеко идущих проектов со стороны правящих партий в ведущих государствах ЕС, которые сейчас склонны к существенному углублению евроинтеграции.

Топорнин Б. Н. Европейские сообщества: право и институты. - М., 1992; Шанаев В. Н. Особенности экономического развития Западной Европы. - М., 1993; Маклаков В. В. Парламенты стран - членов Европейского Союза. - М., 1995.

А. Кудряченко.