Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

ВРЕМЯ ОСЕВОЙ - срок, - предложенный К. Яспєрсом для характеристики истор. процессов, которые происходили между 800 и 200 гг. до н. е., когда, по мнению нем мыслителя, состоялся самый кардинальный поворот в истории, появился человек такого типа, который сохранился и по сей день Определяющим для своеобразия Ч. о. есть, за Ясперсом, исчезновение великих культур древности, существовавших на протяжении тысячелетий и предшествовали Ч а., прежде всего тех, что возникли в Египте, Месопотамии долинах Инда и Хуанхэ. Ч. о. растворяет их в себе, дает им погибнуть, независимо от того, является ли носителем нового народ древней культуры или другие народы. Древние культуры сохраняют свое существование лишь в тех своих элементах, которые вошли в Ч. о., но все, даже самое великое, созданное Ч. о. воспринимается как нечто дрімаюче, такое, что не проснулось, поскольку человек тех времен еще не достиг подлинного самосознания.

Тем новым, что обусловило самобытность Ч. о. и произошло в трех крупных культурных регионах - Китае, Индии и на Западе (куда Ясперс, кроме Европы, причисляет и культуры Передней Азии), как раз и было осознание человеком бытия в целом, самого себя и своих границ путем рефлексии и познания абсолютности в глубинах самосознания и ясноті трансцендентного мира. Именно в эту эпоху, считал философ, были разработаны основные категории, которыми мы мыслим и сегодня, заложены основы мировых и других философ, религ. учений, дошедших сквозь тысячелетия до нашего времени - в Китае учение Конфуция, Лао Цзы, Мо Цзы, Чжуан Цзы, Ле Цзы и др.; в Индии - Упанишады, буддизм; в Иране - зороастризм; в Палестине - пророчества Илии, Исаии, Иеремии и др.; в Греции - духовный взлет от Гомера до Аристотеля.

Все произведения духовного богатства, связанные с этими и др. именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий и независимо друг от друга. Однако, несмотря на все различия интенций содержания, структуры и форм опредметнення общей атрибутивной характеристикой сегодняшних духовных поисков является то, что человек здесь, с одной стороны, выходит за пределы своего индивидуального существования, сознавая свое место в размытии целостного бытия; с другой - впервые становится на путь, который она призвана пройти именно как данная личность, неповторимая индивидуальность, способная при необходимости даже внутренне противопоставить себя всему миру как отшельнику, пророка, философа, законодателя и т.п.