ВРЕМЯ СОЦИАЛЬНОЕ - фундаментальная форма социально-истор. условие существования людей и их деятельности. Такие внешние, метрические характеристики времени, как длительность, последовательность, повторяемость, одномоментность, різномоментність, ритм, могут применяться в равной степени ко больших и малых масштабов социальной жизни, Напр., можно говорить о циклах повторяемости, последовательности относительно жизни отдельных индивидов, поколений, а также о ритмы экон. кризисов, в периоды деловой активности, наконец, о сменяемости целых эпох или периодов. Если названные характеристики обобщают и даже унифицируют картину социальной реальности, что дает повод к квазінатуралістичного изображения Ч. с. как проявления закономерного и информационного характера протекания социального процесса, - как раз на этом настаивал історицизм марксист, социологии, - то, наоборот, фундаментальная для реалий человеческого бытия топологическая характеристика - необратимость времени подчеркивает индивидуальность каждой значимой для субъектов жизнедеятельности события (или их совокупности), благодаря чему каждая условная единица пережитого в обществе опыта становится носителем неординарной, уникальной судьбы этих субъектов. Такую методологию отстаивали неокантіанство, философия жизни, неоонтологія, крит. рационализм.
Сказанное выше означает необходимость учета конкретно-істр. природы каждого из свойств Ч. с. Напр., мера длительности процессов в Ч. с. меняется с развитием общества и является величиной относительной. Единицы его отчисления соотносятся не только с абсолютными хронол. масштабам, а также со сдвигами, аритмиями и качественными изменениями социальных процессов. Трансформации социальных объектов требуют различать по экстенсивно-хронол. величинами пребывания во времени динамику интенсивно-истор. изменения ситуаций, когда сами ситуации, которые следуют одна за другой, сами становятся кратными единицами времени, в пределах которого живет общество. В таком случае к наукам, анализу привлекается понятие времени вообще, а не собственного истор. времени конкретного общества.
Целостное соціол. изучения социальных объектов должно учитывать, кроме "диахронической" плоскости их исторического существования, что выражается в длительности, ритме, аритмии, последовательности и др. подобных свойствах, также "синхронічну" его составляющую, когда системно дифференцированный объект имеет разные масштабы длительности, ритмов, присущие совокупности его подсистем. В одном целом сосуществуют різнопорядкові продолжительности процессов, хода событий, "пики" и циклы которых не совпадают.
Существенным моментом сочетание структурного и диахронического аспектов в едином целом, в социуме, является жизнедеятельность поколений. В обществе сосуществуют поколения, которые транслируют разные способы жизни, и в этом вынужденном пребывании разных світопереживань и понимание ценностей в одном и том "теперь" оказывается динамический драматизм, конфликт и коллизия, что составляет истор. материю любой социальной реальности. Соотношение современников и ровесников, которые действуют в одном и том же внешнем хронол. времени, делает Ч. с. неоднородным. Поэтому соціол. изучения, напр., общества и его ин-тов всегда имеет, с одной стороны, учитывать сменяемость поколений, их жизненных стереотипов, а с другой - видеть и анализировать механизм их одновременного сосуществования и взаимодействия. Следовательно, Ч. с. является таким существенным параметром бытия общества и человека, который позволяет рассматривать с единой т. з. структуру социального объекта и его историю (эволюцию).
Социальная жизнь в каждом из своих моментов является качественным отношением модусов времени, что в области материального в-ва определяется взаємоперетворенням "прошлой" и "живого" труда во взаимосвязанных процессах "опредметнення" и "розпредметнення" ("объективации" и "суб'єктивації") и принципиальным для духовной жизни сообщением социальной памяти прошлого с социальной активностью людей здесь и теперь, без чего невозможно воспроизводство культурных основ общества и его истор. самопознания. Отсюда важным моментом и предпосылкой внутренней структуры Ч. с. является деятельно обеспечиваемое наследования, понимание, интерпретация, артикуляция опыта предыдущих поколений, где особую роль играют традиции, язык, навыки, нормы, ценностные установки и т.д. С точки зрения своей содержательной активной основы Ч. с. составляет единство деятельности и общения (интеракции). Поэтому философия и социология понимание, феноменол. социология особое внимание обращают на патентную функцию времени как существенного конституанта "жизненного мира" повседневности, глубинной предпосылки всякого социального опыта.
Предметом особого внимания в социологии является бюджет времени как выражение его ресурсности, наполнение астрономических (физ.) границ темпоральної организации жизни человека как природного существа актами ее социальной жизнедеятельности (труд, занятия, отдых и т. д.), что приобретает формы определенных рационально взвешенных количественных пропорций. Проводятся хронометрические замеры различных видов индивидуальной и групповой деятельности, чтобы оптимизировать использование времени. Принципиально значимыми в экон., социальном, культурном, ідеол. измерениях есть количественные границы рабочего и свободного времени. Умение организованно, технологически интенсифицировать рабочее время, максимально уменьшая его, освобождает Ч. с. А способность творчески, изобретательно и разнообразно использовать освобожден от работы время для блага индивида и общества делает его мерилом сусп. богатства.
Важным аспектом соціол. изучения Ч. с. является ценностно-окрашенное отношение индивидов, социальных групп, общества в течении времени. Последний в модусе будущего может становиться объектом планирования и прогнозирования, социального моделирования этого будущего. Массовое, обыденное сознание относится к будущему с определенными ожиданиями, которые могут приобретать формы страхов, фаталистических, есхатол., мессианских предчувствий и представлений, возмущаются определенными организациями, реліг, обществами и партиями ради определенных манипулятивных целей.
Отношение к истор. прошлого в обществе тоже неоднородно, оно выступает ингредиентом мироощущение, понимание личностью своей истор. судьбы. Отношение к истор. прошлого и будущего органично входит в этнической (нац.) самосознания индивидов, в переживания сопричастности к тому, что происходит в окружающем социальном целом.