Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

ЦІЛЕРАЦІОНАЛЬНА ДЕЙСТВИЕ ИНДИВИДА (от нем. zweckrationale - цілераціональна) - введен в наук, обиход М. Вебером в процессе создания понимающей социологии. Наряду с ценностно-рациональной, аффективной и традиционной действиями срок Ц. д. и. используется для обозначения одного из четырех "идеальных" типов социального действия и поведения. Ц. д. и., по Веберу, - действие осмысленное, направленное на достижение ясно осознаваемых самим действующим индивидом целей, который использует для их реализации средства, признаваемые адекватными таким целям. В отличие от ценностно-рациональной, а тем более аффективной или традиционной действия, которая ограничена иррациональными моментами (соответственно - ценностями аффекта или традиции) и подчинена им Ц. д. и. - сугубо рациональная. Ц. д. и. - логический конструкт, идеальный тип и как такой предстает образцом через соотнесение, с которым Вебер выделяет такую иерархию других типов действия, в той или иной степени приближенных к Ц. д. и.: 1) более или менее приближенно достигнутый правильно рациональный тип действия; 2) субъективно цілераціонально ориентированный тип действия; 3) действие, более или менее сознательно и однозначно цілераціонально ориентирована; 4) действие, ориентированное не цілераціонально, но понятное по своему смыслу; 5) действие, по своему смыслу более или менее понятно мотивированное, но нарушаемое - в большей или меньшей степени - вторжением непонятных элементов; 6) действие, в котором совершенно непонятные психические или физ, акты, связанные с человеком или в человеке незаметными переходами.

Рассматривая Ц. д. и как методол. основы понимающей социологии, Вебер стремится отмежеваться этим от тех соціол. учений, исходным пунктом которых е социальные образования, такие, как "экономика", "политика", "государство", "общество" и т.д. Однако его позиция не является и номіналістичною, во-первых, поскольку Ц. д. и. трактуется именно как идеальный тип, во-вторых, потому, что Ц. д. и. предстает как действие социальная, которая с самого начала предполагает ориентацию агента действия на других людей и, наконец, в-третьих - вследствие того, что М. Вебер получается при характеристике Ц. д. и. с индивида не как биол. особи рода гомо сапиенс, а как представителя определенного социального типа, или, как он пишет, "функционера". Такое понимание Ц. д. и. в принципе, продуктивной попыткой сбалансирования и органического сочетания методол. ориентаций социального функционализма, с одной стороны, и индивидуализма - с другой.