Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. civilis - гражданский, гос.) - 1)форма существования живых существ, наделенных разумом; 2) синоним культуры, совокупность духовных и материальных достижений общества; 3) степень развития материальной и духовной культуры, сусп. развития в целом; 4) процесс становления гражданского общества; 5) сравнительно самостоятельное целостное социально-истор. образование, локализованное в пространстве и времени, что может иметь иерархические уровни (напр., античная Ц., эллинистическая Ц., афинская Ц.). Термин введен В. Г. Мирабо (1757) и использовано А. Фергюсоном, а позже - Л. Г. Морганом и Ф.Енгельсом в периодизации истории для обозначения высшего, после дикости и варварства, эпохи.

На разных этапах истор. содержание термина "Ц." претерпевал немало изменений и перетлумачень. У мыслителей, которые ввели этот термин и в течение следующего довольно длительного отрезка времени понятие "Ц." употреблялось для характеристики не стану общества, а определенного социального процесса (Мирабо, Ленге, Фергюсон, Смит). Позже, с первой пол. XIX в. и в XX в., оно уже служит, как правило, для обозначения процесса не изменения, а определенного состояния общества. Функционирует при этом данное понятие, взятое (за некоторыми исключениями) в единственном числе, поскольку речь идет здесь о цивилизации вообще, с универсалистских позиций, как этап (он же состоянии) прогресса человечества, что идет на смену дикости и варварству. Как первое, "процессуальное", так и вторых, "системное", толкование понятия "Ц." осуществлялось с позиций класс., линейно - прогрессист., монистического подхода, который до сер. XIX в. был в области философии истории определяющим.

С др. пол. XIX ст. С. становится краеугольным понятием ряда концепций неклас. философии истории (М. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби), в которых истор. процесс рассматривается уже не как монолінійний, поступательное восхождение, а как полицентрический нелинейный движение гораздо более сложной конфигурации. При этом у Данилевского и Шпенглера С. трактуется как завершающий этап существования крупных живых истор. индивидов (которыми, по Данилевскому, предстают культурно-истор. типы, по Шпенглеру же, - культуры); в Тойнби - уже как самая основная составляющая единица истор. процесса.

Неоднозначно оценивается и роль С. в истории. Данилевский рассматривает С. как апофеоз развития соответствующего культурно-истор. типа, сравнительно короткий (400 - 600 pp.) бурный период творческого подъема, который приводит, однако, к необратимой затраты творческих потенций народа (народов), что образует этот тип. Шпенглер, как и Данилевский, считал С. стадией существования культуры, но стадией не развития, а окаменения, упадка и умирания. Тойнби, каждая из Ц., которые составляют всемирную историю, является субъектом культуротворческой деятельности, давая ответы на все новые вызовы окружающей среды. Однако понятие Ц. Тойнби предпринимает и в более узком, смысле - как этап регресса.

Несмотря на все разногласия между его сторонниками, цивилизационный подход в исследовании истор. процесса занимает одно из ведущих мест в современной философии истории. С его позиций истор. процесс предстает прежде всего не линейной последовательностью, а как разнообразие таких культурно-истор. форм, как Ц, При этом каждая С. рассматривается как нелинейное образование монадного характера, т.е. такое, в котором воспроизводится и олицетворяется всемирно-истор. процесс в целом , По цивилизационного подхода коренным образом переосмысливается и понятие истории, прогресса. Последний видится здесь не только в восходящем движении, поступательный характер которого определяется оппозициями "выше - ниже", "хуже - лучше", а прежде всего в том, чтобы каждая Ц, в ходе самоопределения и самореализации воспроизвела, открыла для себя заново и обогатила своим, только ей присущим, экзистенциальным опытом инвариантные структуры и бессмертные общ. человеческие ценности.