Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

XOMAHC Джордж (1910 - 1989) - амер социолог, основатель теории "социального обмена". Нар в Бостоне, в семье, тесно связанной с Гарвардским ун-том. Здесь он окончил колледж и работал в известной Школе бизнеса. Сотрудничал с социальным психологом Э. Майо, исследуя "человеческие факторы" на-ви, изучал концепции социальных антропологов Бы. Малиновского, А. Радклифф Брауна, немало почерпнул у основателя соціол. ф-ту в Гарварде - П Сорокина и руководителя отдела социальных отношений - Т. Парсонса. Однако X. стремился к "практ. социологии", на материалах которых подготовил работу "Человеческая группа" (1958). Впервые была предложена оригинальная концептуальная схема для социальных наук на біхевіористських принципах. Идеи біхевіориальної психологии Б. Скиннера, которого X. считал наиболее близким теоретиком, в обосновании "обменного" соціол. подхода приобрели завершенный вид в книге "Природа социальных наук" (1967),

В своем наук, программе он стремился преодолеть недостатки устоявшихся соціол. традиций - прежде всего выступал с критикой структурного функционализма, найти первоначальные элементы социальной жизни, обосновать індуктивістську стратегию развития соціол. науки, ее методол. принципов. Поставил ряд фундаментальных проблем, решение которых дало бы возможность социологии иметь научно контролируемые принципы. Это, во-первых, построение соціол. теории в объяснении ее внутренней логики, во-вторых - определение социальных явлений, относящихся к области предмета социологии, раскрытие их природы. X. доказывал, что соціол. теория должна начинаться с раскрытия "элементарных форм" социального поведения (наиболее известная его работа так и наз. "Социальное поведение: его элементарные формы" (1961), с общ. принципов формирования всех аспектов социальной жизни. Общество изображается с позиций психол. редукционизма как такое, основанного на универсалиях человеческой природы. Универсальным законом человеческого существования и главным тезисом теории социального обмена является то, что основой всех контактов людей есть принцип "дача и получение эквивалента", то есть рационального взаимообмена материальными и нематериальными (признания, симпатии, услуги..) достижениями. Социальная система базируется на "упорядоченном обмене наградами" с целью получения психол. удовольствие. Определенный баланс "наград" и "наказаний" - является основой любой социальной системы. Обмен является универсальной формой социального поведения и исходным пунктом объяснения всех сусп. явлений. То есть предлагается понимание социальной жизни, исходя из утилітаристських установок с использованием языка психол. понятий, устоями объяснения социальной реальности в этой плоскости является реальное поведение людей, факты, которые объективно наблюдаются, рациональность действий субъектов, которые выходят с позиций здравого смысла.

X. подчеркивал необходимость пропозиціональності соціол. теории. Считал, что теория только тогда имеет смысл, если дает практическую отдачу, если конкретное объяснение можно проверить выводами. По его мнению, теория - это объяснение явления, которое должно основываться на положениях, которые будут отражать функциональную зависимость элементов сусп. устройства от универсальных мотивов и принципов социального взаимодействия, следовательно, социальным наукам следует перенять нормы и язык естественных наук (прежде всего узаг. бихевиористской психологии). В определенной степени задача построения общ. соціол. теории на основе микроанализа и синтеза біхевюристських положений он реализовал в теории "социального обмена", сосредоточившись на таких фундаментальных социальных связях, которыми являются обменные процессы в обществе.

Теорет. и методол. усилия X» в поиске новых, более убедительных аргументов для развития соціол. теории обеспечили ему особое место среди современных социологов.