Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии 7 класс

Раздел III. ГРИБЫ И ЛИШАЙНИКИ

 

Тема 1. Грибы

 

УРОК 55

Тема. Незнакомые знакомцы. (Значение грибов в природе и жизни человека)

 

Цель. Закрепить знания о значении грибов в природе и жизни человека, показать ученикам неожиданные факты о значение грибов.

Методы и методические приемы: словесные (рассказ, беседа); наглядные (демонстрация изображений); интерактивный метод “Займи позицию”.

Оборудование: изображения грибов (чага, боровик, веселка обыкновенная, навозник чернильный, мухомор красный, пеніцил, шампиньон обыкновенный, порхавка гигантская, ржаные рожки, “чайный гриб”, дрожжи), фишки, изготовленные учащимися к уроку.

Тип урока: расширение и углубление знаний.

Форма проведения: урок-неожиданность.

 

Структура урока

Этапы урока

Время, мин.

1. Организационный момент.

1

2. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

5

3. Выступления учащихся с сообщениями и информация учителя.

23

4. Обобщение и систематизация изученного.

10

5. Итоги урока, аргументация оценок.

5

6. Домашнее задание.

1

 

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Объяснение. В начале урока ученикам сообщается, что сегодня мы заканчиваем изучать тему “Грибы” и поэтому рассматриваются только интересные и полезные факты о жизни этих организмов. Урок будет построен в такой форме: каждый ученик получает фишку, с одной стороны она раскрашена в красный цвет, с другой - в зеленый. Каждый, кто будет выступать с интересной информации, выходит к доске и записывает название гриба. Ученики внимательно читают и несколько секунд думают. После этого поднимают фишку и показывают ее зеленым боком, если считают, что этот гриб полезен для человека, красным - вредным и не поднимают фишку, если считают, что гриб практического значения для человека не имеет. Избирается счетная комиссия из двух учеников, которые считают результаты и записывают их на доске. Далее ученики заслушивают информацию, несколько секунд обдумывают ее и снова поднимают фишки. Результаты снова записываются на доске. В конце урока анализируются результаты и исследуется, сколько учеников изменили свою позицию. (Методический прием “Займи позицию”).

 

3. Выступления учащихся с сообщениями и информация учителя.

1. Березовый гриб, чага. Этот многолетний паразитический гриб вы могли неоднократно наблюдать на стволах берез, ольхи, рябины, вяза или клена.

Настой из этого гриба назначают людям, больным раком, при гастритах, язвенной болезни, лучевой лейкопении и для предотвращения развития лучевой лейкопении при лучевой терапии. Чага содержит вещества, которые действуют на организм человека, повышая его защитные силы, регулируют деятельность сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной систем.

2. Белый гриб, боровик. Из плодового тела белого гриба выделены вещества, которые обладают тонизирующими и противоопухолевые свойства. В народной медицине экстракт из плодовых тел боровика смазывают обмороженные части тела для прискорювання их заживления. Полезно употреблять белые грибы для регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы, повышение жизнеспособности организма.

3. Веселка обыкновенная. Плодовое тело этого гриба в молодом возрасте округле. их жарят в жире и употребляют в пищу. По вкусом они напоминают рыбу. В отечественной народной медицине настойку из свежих или высушенных плодовых тел веселки используют при болях в желудке, подагре, заболеваниях почек, для промывания ран, которые долго не заживают. Когда молодое плодовое тело растет и развивается, из него поднимается вверх полая ножка. На верхушке ножки содержится ребристая наперсткоподібна шляпка, покрытая зеленоватым, с запахом гнилого мяса, слизью, содержащей споры. Запах сильно привлекает мух, которые садятся на шапинку гриба и этим самым способствуют его распространению.

4. Навозник чернильный. Плодовые тела этого гриба можно готовить и употреблять в пищу. Они имеют приятный запах и вкус. Но следует помнить, что употребление этого гриба с алкоголем противопоказано. Дело в том, что плодовые тела содержат химическое вещество коприн, который останавливает в организме разложение алкоголя на стадии вещества, которое называется ацетальдегид. Ацетальдегид вызывает отравление организма, которое проявляется в сильной тошноте, поносе, сердцебиении, сильном покраснении кожи. Поэтому его применяют в медицине как средство, что вызывает отвращение к водке. Через несколько часов больной выздоравливает, но при повторном употреблении водки (даже следующий день) наступает рецидив отравления с такими же симптомами.

5. Мухомор красный. Смертельно ядовитый гриб. Отваром из него с добавлением сахара травят мух. В народной медицине настойку гриба на водке используют для растирания при ревматизме. В гомеопатии из мухомора красного изготавливают препарат “Агарікус мускаріус”, который применяют при спазмах сосудов, эпилепсии, нарушении деятельности спинного мозга. Гриб очень ядовит! Поэтому, работая с ним, следует быть очень осторожным и подслащенный для мух отвар ставить в местах, недоступных для детей.

6. Пеніцил. Вызывает плесневение пищевых продуктов, кормов для скота. Плесень имеет желто-зеленый цвет. С пеніцилу получают антибиотик пенициллин.

7. Шампиньон обыкновенный. Плодовое тело гриба содержит антибиотик кампестрин, который губительно действует на золотистый стафилококк, тифозную и паратифозну палочку. За содержание антибиотика гриб имеет дезинфицирующие свойства. Кампестрин не токсичен и оказывает заметный терапевтический эффект при лечении тифозных больных.

8. Порхавка гигантская. Плодовые тела порхавки содержит антибиотик кальвацин, который имеет противоопухолевые свойства. В народной медицине порхавку гигантскую используют как кровоостанавливающее и дезинфицирующее средство.

9. Рожки, ржаные рожки. Паразитический гриб, поражает более 170 видов дикорастущих и культурных злаков. Спора гриба заражает зерновку и из нее образуется так называемый склероций гриба. Собирают рожки вручную во время жатвы. Склероции содержат очень ядовитые алкалоиды, которые вызывают галлюцинации, сильная боль в желудке, судороги и смерть человека.

В медицине препараты из спорыньи применяют в акушерско-гинекологической практике для остановки кровотечения у женщин после родов.

10. “Чайный гриб”. Наверное, много кто из вас держал или держит этого гриба дома. Его заливают слабым раствором сладкого чая и через несколько (7-8 или меньше) дней, в зависимости от размеров гриба и количества жидкости, получают приятный газированный кисло-сладкий напиток, который хорошо утоляет жажду, улучшает обмен веществ и укрепляет защитные силы организма. Чайный гриб является симбіотичним организмом, сочетанием дрожжей и уксуснокислых бактерий. Настой гриба снижает артериальное давление и уровень холестерина в крови, регулирует деятельность пищеварительного канала, имеет антибиотические, противовоспалительные и обезболивающие свойства. Настоем гриба хорошо полоскать горло при ангине и простудных заболеваниях.

11. Дрожжи - одноклеточные неподвижные организмы овальной или вытянутой формы, размером 8-10 мкм. Распространены на растениях (на субстратах, богатых глюкозой, в нектаре цветов, на поверхности сладких плодов), в почве. Много видов (но не все) способны к спиртового брожения (пивные, винные дрожжи). Некоторые виды используются для изготовления молочных продуктов (кефир, кумыс и др.)

 

4. Обобщение и систематизация изученного.

А) Анализ результатов, записанных счетной комиссией на доске.

Б) Выполнение заданий практикума.

Опираясь на материал учебника, справочной энциклопедической литературы для школьника, заполните таблицу.

 

Значение грибов в природе и жизни человека

Значение

Проявление этого значения

В кругообороте веществ

 

В процессах почвообразования

 

В воздействии на организмы:

- растений;

- животных;

- человека

 

В народном хозяйстве:

- в пищевой промышленности;

- в сельском хозяйстве

 

В медицине

 

 

5. Итоги урока, аргументация оценок.

6. Домашнее задание. Проработать соответствующий материал по учебнику, дать ответы на вопросы после параграфа.