Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия посбіник

Тема 4. ГНОСЕОЛОГИЯ

 

 

§ 4. Методы и формы познания

 

Понятие метода

 

Человеческое мышление - это сложный познавательный процесс, который включает в себя использование разнообразных приемов, методов и форм познания. Разница между ними условная, и довольно часто все эти термины используют как синонимы, однако есть смысл делать некоторые различия между ними. Под приемами мышления и научного познания понимают обще-логические

и обще-гносеологические операции, используемые человеческим мышлением во всех его сферах и на любом этапе и уровне научного познания. Они в одинаковой степени характеризуются как обыденное мышление, и как научное, хотя в последнем приобретают более определенной и упорядоченной структуры. Приемы мышления, как правило, характеризуют общую, гносеологічну направленность хода мысли на том или ином этапе познавательной деятельности. Например, операции, воплощу-ют движение от целого к части, от частного к общему, от абстрактного к конкретному и т. п.

Методами называют более сложные познавательные процедуры, которые включают совокупность различных приемов исследования.

Метод - это система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания.

В этом определении метода выражено его операціональне естество; метод содержит в себе совокупность требований, которые характеризуют порядок познавательных операций. Аспекты метода: предметно-содержательный, операциональный, аксиологический.

Предметная содержательность метода заключается в том, что в нем запечатлено знание о предмете исследования; метод основан на знании, частично на теории, которая опосредует отношение метода и объекта. Многие философы признают, что метод - это та же теория, но обращена своим острием на познание объекта, это система нормативных правил, которые выводятся из теории (или вообще с определенного знания) с целью дальнейшего познания объекта. Предметное содержание метода свидетельствует о наличии в нем объективной (объектной) основы. Метод содержательный, объективный.

Операциональный аспект указывает на зависимость метода уже не столько от объекта, сколько от субъекта. На формирование правил оперирования методом осуществляет существенное влияние уровень научной подготовки специалиста, его умение перевести представления об объективных законах в познавательные приемы, его опыт применения в познании тех или иных приемов, способность их совершенствовать, влиять на выбор или разработку правил более удобного применения, «экономии мышления». Часто на основе одной и той же теории возникают модификации метода, которые зависят только от субъективных моментов, от пристрастий исследователя.

Аксиологический аспект метода выражается в степени ее надежности, экономичности, эффективности. Перед ученым порой встает вопрос о выборе одного из двух или нескольких близких по своему характеру методов. Решающую роль в выборе могут сыграть соображения,связанные с большей ясностью, обще приемлемости или результативностью метода.

Методы научного познания можно разделить на три группы: специальные, общенаучные, универсальные (или всеобщие). Специальные методы применяют только в рамках отдельных наук. Объективной основой таких методов являются соответствующие специально-научные законы и теории. К этим методам относятся, например, различные методы качественного анализа в химии, метод спектрального анализа в физике и химии, метод Монте-Карло, метод статистического моделирования при изучении сложных систем и т.п. Общенаучные методы характеризуют ход познания во всех науках. их объективной основой являются общеметодологические закономерности познания, которые включают в себя и гносеологические принципы. К ним относятся: метод эксперимента и наблюдения, метод моделирования, гипотетически-дедуктивный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному и т. п. Универсальные (всеобщие) методы характеризуют человеческое мышление в целом и могут применяться во всех сферах познавательной деятельности человека (с учетом их специфики), их объективной основой является обще-философские закономерности понимания окружающего мира, самого человека, его мышления, процесса познания и преобразования мира. К таким методам относятся философские методы и принципы мышления, в частности принципы диалектического противоречия, принцип историзма и др.