Основы философских знаний
Раздел первый ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ
ГЛАВА ПЕРВАЯ ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ
5. Развитие философских знаний в XIX в.
Философия Людвига Фейербаха.
«Паноб'єктивізм» в понимании человека побудил уже Людвига Фейербаха отказаться от крайностей объективизма и обратиться в живого человека во всей полноте его бытия. Утверждал, что человека следует понимать не только как часть общих отношений, но и как конкретную личность, что находится в живом общении с другими, то есть как живая встреча Я и Ты. Людвиг Фейербах критиковал, во-первых: вульгарный механистический материализм, для которого человек лишь автомат, машина, подчиненная неизменной необходимости. Чтобы подчеркнуть отличие своего учения от такого материализма XVIII в., Людвиг Фейербах называет его антропологическим, потому что здесь в центре внимания т учение о человеке. Во-вторых, Людвиг Фейербах критикует идеализм, для которого человек - лишь частица, носитель общих идеальных структур и поэтому, прежде всего, - духовное существо. У Людвига Фейербаха человек - это психофизическое единство души и тела, самая совершенная часть природы; отсюда и натурализм в понимании человека. Однако, понимая природу человека натуралистически, Людвиг Фейербах недооценивал ее общественную историчность. Поэтому материализм - абстрактный.
Людвиг Фейербах критиковал идеализм и потому, что считал его лишь раціоналізованою формой религии. А философия и религия несовместимы, потому что основой религии является вера, а философии - знание, стремление раскрыть подлинную, а не мнимую природу вещей. Поэтому первой задачей философии считал критику религии. Корни религии и идеализма Людвиг Фейербах усматривал в отчужденности человеческой сущности, оказании Богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку. Поэтому подлинный творец Бога - человек, хотя рассматривается как его творение, попадает от него в зависимость, чем лишается свободы и самостоятельности. Любовь к Богу, за Людвигом Фейербахом, это та же отстраненная, искаженная форма любви человека к человеку. Отсюда вывод: на место мнимого связи с Богом следует поставить альтруистическую мораль, которая основывается на любви к другому, потому что Я не может быть счастливым и вообще существовать без Ты. Так на место предыдущей религии философ ставит новую - религию любви между Я и Ты. Эти идеи выражены в основных произведениях Людвига Фейербаха: «К критике философии Гегеля», «Сущность христианства» и др.
Продолжая традиции материализма, Людвиг Фейербах внес значительный вклад в теорию познания, развивая линию материалистического сенсуализма, что чувственно воспринимается, и именно благодаря чувственному восприятию только и возможно его познание. В теории познания антропологический принцип Людвига Фейербаха выражается в том, что по-новому интерпретируется понятие объект. Понятие объекта первоначально формируется в опыте общения людей. Для любого человека первым объектом есть всегда другой человек. Людвиг Фейербах отрицает существование объектов, принципиально недоступных для чувственного восприятия, выступая тем самым против агностицизма. Чувства, которые дают человеку непосредственно и опосредованно все сведения о объективный мир, Людвиг Фейербах считал исходным в процессе познания. Однако все это осуществляется не без участия мышления. Итак, выдвигая на передний край опыт как первоисточник знания, Людвиг Фейербах подчеркивал взаимосвязь чувственного созерцания и мышления в процессе познания, а задача мышления видел в том, чтобы собирать, сравнивать, классифицировать данные чувственного опыта, осознавать и понимать их скрытый смысл. Следовательно, чувственное созерцание оказывается у Фейербаха критерием истинности мышления. Хотя Людвиг Фейербах и понимал органическую связь ощущений и мышления, чувственного и рационального, довольно часто делает противоречивые выводы. Несмотря на все недостатки, присущие философии Людвига Фейербаха, бесспорным достижением является то, что воспроизведено материалистические принципы и тем самым сделано значительное влияние на развитие философской мысли.