Основы философских знаний
Раздел первый ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ
ГЛАВА ПЕРВАЯ ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ
5. Развитие философских знаний в XIX в.
Философия марксизма.
Философская система Людвига Фейербаха стала исходным пунктом формирования марксизма и становления философской системы Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Философская система Карла Маркса и Фридриха Энгельса стала новым этапом развития мировой философской мысли. ее появление, во-первых, обусловлена предыдущими учениями и, во-вторых, стала их диалектическим отрицанием. Ведь первым, кто попытался преодолеть историческую ограниченность классической философии и создать новую философскую систему, стал Карл Маркс. Марксистская философия тогда внесла в мировой историко-философский процесс новые взгляды и подходы к историческому развитию общества, раскрытие роли и места человека в историческом процессе. Философская система Маркса является составной частью более широкого учения - марксизма, в состав которого кроме философской системы входит теория экономического развития общества - политическая экономия и теория социально-политического развития общества. Три составные части нового мировоззрения внутренне взаимосвязаны, дополняют друг друга. Понять философское учение марксизма можно лишь в контексте их взаимосвязи и взаимодействия. Марксизм - одна из немногих попыток в истории человечества дать целостное понимание объективного мира и места и роли человека в историческом процессе, раскрыть взаимосвязь материального и духовного миров, объективного и субъективного, природы, общества и человеческого мышления. Родиной марксизма стала Германия, а его создатели - Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Возникновение марксизма обусловлено конкретными социально-экономическими и политическими предпосылками.
В конце XVIII в. в Англии, тогда экономически наиболее развитого стране Европы, начался промышленный переворот, который уже в XIX в. охватил все страны Европы и Америки. Рос объем промышленного производства, возводились новые предприятия - заводы, фабрики, шахты и др., увеличивалась численность наемных рабочих. На смену феодальным социально-экономическим системам шла система капиталистических экономических и социальных систем. Формировались новые социальные классы - буржуазия и пролетариат. Все сильнее становилась эксплуатация наемного труда предпринимателями и др. Глубже становилась бездна между богатством и бедностью. В среде наемных рабочих растет недовольство против существующих порядков в обществе и др. Возникают забастовки, организованные выступления против существующего экономического и политического строя.
В 40-х годах XIX ст., когда капиталистические отношения уже утвердились как общественный строй в развитых странах Европы - Англии, Франции, Бельгии - и в США, в ряде других - Германия, Австрия, Италия - капиталистические отношения переживали стадию развития. Производство приобретало все больше общественного, международного характера, что свидетельствовало о становлении общества как целостной системы. Изменилась социальная структура общества, обострились противоречия между классами. Восстание рабочих Англии, Франции, Германии показали, что буржуазное общество не дало трудящимся ни социальной справедливости, ни социально-политического равенства, ни свободы, ни братства, под лозунгами которого буржуазия отстранила от власти феодалов. Следовательно, частная собственность, с которой буржуазные теоретики связывали надежды на лучшую жизнь человека, построение подлинного человеческого общества, не дала желаемых результатов. Это обострило проблему собственности, что стала предметом философских размышлений. Выдающиеся теоретики общественного мнения показали образцы научного анализа различных аспектов социально-экономической и политической жизни. Основоположники классической политической экономии (Адам Смит, Давид Рикардо) раскрыли происхождение буржуазного общества, беспредельность развития капиталистического производства, создали трудовую теорию стоимости, раскрыли «экономическую анатомию классов». Французский экономист Сисмонди показал неизбежность экономических кризисов капитализма, отразил теоретические сомнения в капитализме, которые стали источником различных направлений утопического социализма и марксизма. Идеи французских просветителей о человеке и общество вливаются непосредственно в социалистические и коммунистические утопические учения (Бабеф, Сен-Симон, Фурье) с их «социалистическими моделями» будущего общества. Под влиянием Фурье тогдашние талантливые историки (Тьерри, Мін'є, Гизо) обосновали ведущую роль интереса в общественной жизни, показали причины происхождения и роль классов и народных масс в историческом процессе. Наконец, немецкая классическая философия, в особенности диалектика учение о человеке и обществе, стала важнейшей теоретической предпосылкой нового философского мировоззрения.
Возникновение новой философской системы способствовали открытия в естествознании. Эволюционная теория Чарльза Дарвина показала, что все современные виды животных имеют общих предков. Клеточное строение растительного и животного организма стала основой теории единства всего живого на Земле. Открытие закона сохранения вещества и энергии показало единство бытия мира. Карл Маркс и Фридрих Энгельс глубоко анализировали достижения философской мысли и стремились дать ответ на вопрос общественного развития. В первую очередь это касалось проблемы человека и общества. Еще в студенческие годы на юридическом факультете Берлинского университета Карл Маркс увлекался философией Георга Гегеля. Впоследствии, после окончания университета, защитил докторскую диссертацию по атомистики Демокрита и Эпикура. Как сторонник демократии, занимаясь юридической практикой, Карл Маркс стремился с помощью гегелевской философии права защищать интересы трудящихся. Но гегелевская теория слишком абстрактна и мало способствовала раскрытию причин нарушения законов. Поэтому Карл Маркс критически пересмотрел немецкую классическую философию, в том числе и материалистическое учение Людвига Фейербаха о человеке.
Критикуя религиозно-идеалистическое понимание человека и путей к ее свободы, Карл Маркс делает вывод, что человек - не абстрактное, где-то вне мира существующая существо, а мир человека, государство, общество. Так что задача пропаганды философского учения состоит в том, чтобы превратить учение в философское сознание каждого человека, выражало бы ее интересы, смущало бы ее сердце, ее чувства и превратилось в убеждение каждого индивида. Только такая философия нужна пролетариата. Ключ к успеху новой философии заключается в ее гуманизме, в выражении ею интересов каждого работника и всего рабочего класса, в единстве философской теории с практикой революционного рабочего движения: «как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие».
Размышления над судьбой народа, рабочего класса приводят Карла Маркса к созданию нового, светского учения о человека, общество и мир. В произведениях «Святое семейство», «Немецкая идеология», «Капитал» и др. в философской системе основательно высказываются пути преобразования общества на основе гуманизма и социальной справедливости. Качественно отличаясь от немецкой классики по духу и содержанию, марксистская философия унаследовала от нее рационализм как способ объяснения и постижения действительности. Вера в силу разума, научное знание, социальный прогресс представленные здесь максимально полно, что и определило оптимизм, обеспечило широкую поддержку учения многими последователями. Марксизм отказывается от многовековой традиции, что признавала философию наукой наук, всеобщим теорией, знанием обо всем. Философия марксизма четко определяет свое отношение к конкретным наукам, знания наук, но кардинально отличается от них предметом и методом познания. Светская теория человека формируется на светском, нерелігійному миропонимании. Бытие мира и человека с его духовностью и свободой исчерпывают все сущее. Нет ничего сверхъестественного. Человек не только актер, но и автор своей исторической и мировой драмы, корни которой лежат в истории труда. Марксистская теория человека радикально переосмыслила основы человеческой субъективности. Раньше философия основой человека как субъекта считала ее идеальное качество, разумность, сознание в виде созерцания (Фейербах) или духовной активности (Кант, Гегель). В противоположность таким концепциям, Карл Маркс и Фридрих Энгельс в основу человеческой субъективности кладут предметно-чувственную, материально-производственную практическую деятельность. Так, впервые в истории философской мысли практика включалась до философского понимания человека и общества, становилась краеугольным камнем построения материалистической теории исторического процесса и человека как его субъекта. Практика - универсальный способ опосредования взаимодействия человека с природой и с другими людьми. Анализ практики вывел Карла Маркса и Фридриха Энгельса на новое понимание сущности человека как совокупности общественных отношений. Это еще один важный момент учения марксизма о человеке. Материально-производственная деятельность всегда осуществляется в обществе и через общество. В процессе трудовой деятельности человек вступает в общественные отношения с другими людьми. В общественных отношениях человек формирует свою суть, что является не природной, а социальной. В определении человека выражено историко-материалистическое понимание основы ее бытия. Что же касается сознания, духовности, то они являются вторичными в определении человека. Вторичность не означает второстепенности, а второсортная только в масштабах бытия мира. А в реальной жизни человек всегда действует под влиянием страстей, сознательно стремится к определенной цели. Учение о практической трудовую деятельность по-новому осветило деятельность как способ общественного бытия человека. Человек встала как многомерный мир, который формируется на основе ее предметно-чувственной деятельности и охватывает общество и олюднену природу. Материалистическое переосмысление субъекта и сущности человека - ключевой момент в философском переосмыслении мира и всего сущего.