Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел первый
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ

ГЛАВА ПЕРВАЯ
ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ
5. Развитие философских знаний в XIX в.

Учение Георга Гегеля.

В философии Георга Гегеля немецкий классический идеализм приобретает своего полного воплощения и завершения. Философской системе Георга Гегеля называют системой абсолютного идеализма. Первоосновой мира Георг Гегель выдвигает объективно существующее мышление, что называет абсолютной идеей, абсолютным духом или абсолютным разумом. Абсолютная идея - система понятий, которые развиваются самостоятельно - порождает природу и общество, поэтому все в мире развивается по законам, внутренне присущими мышлению (панлогізм). В процессе саморазвития идея проходит разные этапы, все полнее раскрывая свой смысл: во-первых, развитие идеи в самой себе - это логическое понятие; во-вторых, принятие идеей формы природы - неорганического мира, потом органического и, в конце, человека; в-третьих, переход от идеи чужой для нее природы в сферу развития духа и возвращения к себе. Здесь идея находит проявление в форме государства, искусства, религии, философии, то есть в форме духовной культуры.

Духовная культура человечества предстает в ее закономерном развитии как постепенное проявление творческой силы мирового разума. Воплощаясь в постепенно сменяющие друг друга образы культуры, мировой дух познает себя как ее создатель. Духовное развитие индивида кратко воспроизводит основные ступени, уровни саморазвития и самопознания мирового духа. Цель познания: достижения точки зрения абсолютного духа, в результате чего завершается самопознания и наступает конец истории. Поскольку Георг Гегель считал свою философскую систему наиболее полным воплощением самопознания абсолютного духа, то оттуда следует вывод, что завершает развитие человеческого познания и знаменует конец истории. Вся абсурдность такого вывода поняла. Более того, вывод и сама система Георга Гегеля противоречит его же диалектическому методу.

Как и большинство современников, Георг Гегель считал, что философия отличается от других наук тем, что должно дать абсолютное значение действительности. Содержание системы считал абсолютной истиной и, следовательно, ограничивал развитие мышления, развитие познания вообще, развитие общества и др. С точки зрения диалектического метода развитие не имеет никаких границ, а обязательно приводит к отрицанию существующей формы явлений, к тому же возражения приходит не извне, а есть в самом процессе развития, источником которого выступает единство и борьба противоречий. Отсюда, отрицание - это закономерный степень процесса развития, неотъемлемый от внутреннего содержания процесса. Подчеркивая, что возражения - это не только уничтожение старого, но и сохранение всего жизнеспособного, воспроизведения его на более высоком уровне и в новой форме, которая в результате дальнейшего развития также отрицается, Гегель несколько схематизував процесс. Возражения изобразил в виде триады: тезис - антитезис (отрицание) - синтез (отрицание отрицания) и часто искусственно подгонял под такой шаблон процессы, которые рассматривал.

Высшей ступенью в развитии абсолютной идеи является абсолютный дух - человечество и история человечества. Философия духа охватывает учение о субъективном духе (антропология, феноменология, психология), учения об объективном духе (право, нравственность, государство), учение о абсолютный дух (искусство, религия, философия). В основе понимания истории, по мнению Георга Гегеля, лежит понятие мирового духа. Всемирную историю определял прогресс в сознании свободы, прогресс, который должны познать в его необходимости. Прогресс свободы осуществляется схематично, в основе истории лежит мировой дух как субъект, который не осознается отдельными индивидами, исходят в своей деятельности из понятия (понимания) мирового духа, а из своих личных индивидуальных интересов. Ни один индивид не руководствуется мировым духом. Дух действует подсознательно. Каждый индивид имеет свою цель, свои разные интересы. Поэтому часто получают противоположные результаты. Здесь существует несоответствие между методами и результатами. Из столкновения возникает нечто единое, которое не преследуется никаким индивидом. Это историческое событие, которое является проявлением мирового духа.

Безусловными философскими достижениями Георга Гегеля является развернутая картина господствующего в философии метафизического метода мышления и противопоставление ему собственного, разработанного на идеалистических основах, диалектического метода. Обобщение диалектического анализа всех важнейших философских категорий, формирования их системы, основных принципов диалектики; распространение на общество идеи развития, хотя источники развития искал исключительно в сфере духа, считая историю постепенным развитием идеи свободы; раскрытие понятия свободы. Однако философская система Гегеля не свободна от определенных недостатков: во-первых, диалектика понятий предшествует диалектике вещей и определяет ее, отсюда вывод о тождестве мышления и бытия, что не соответствует действительности. Во-вторых: у Гегеля существует противоречие между системой абсолютного идеализма и диалектическим методом, который не признает ничего абсолютного. В-третьих: исторический прогресс отождествляется с прогрессом в сфере духа. Справедливо полагая, что подлинная свобода, в отличие от произвола, требует определенных ограничений, Георг Гегель усматривал их в абсолютном разуме, что означает подчинение человека (лица) общим структурам, наконец, приводит к фатализму - нивелирование свободы и активности человека.