Вступление к философии Великие философы учебное пособие
Раздел 5
ДУХ АБСОЛЮТА
Давид Юм
(171 1-1776)
"Необходимость есть нечто существующее в уме, а не в объектах"
«Величайший философ и друг всего человечества», как называл Давида Юма П. Гольбах родился в Эдинбурге (Шотландия в семье небогатого дворянина-юриста. Семья готовила Д. Юма к юридической карьеры. Однако своевольная натура парня не принимала любой другой деятельности, кроме философии и литературы. 3а поддержкой родителей, он начал обучение по этим предметам в Эдинбургском университете. Смерть отца заставила парня бросить учебу и заняться коммерцией. Эта попытка завершилась полным провалом: философия и коммерция, очевидно, являются процессами не совместимыми. Д. Юм переехал во Францию и три года учился в Ля-Флеш, где в свое время получал образование знаменитой Г. Декарт.
Первой пробой пера оказался известный, но непонятной: для читательской публики тех времен «Трактат о человеческой природе» («А treatise of human nature»). Д. Юм возвращается в Англию, где занимает скромную должность библиотекаря при Ассоциации юристов. Эта должность прибыли не приносила, однако ее преимущество заключалось в другом: она давала возможность пользоваться богатым книжным фондом. Д. Юм в полной мере воспользовался этим преимуществом, в результате чего появилась одобрительно воспринята общественностью восьмитомна «История Англии». Впоследствии книга была переиздана на французском. Тираж разошелся довольно быстро. Д. Юм стал человеком не только обеспеченной и богатой, но и достаточно известной. Он возвращается в Эдинбург, превращает свой дом в своеобразный философско-литературный салон, намерен сохранить эту философскую ауру до конца жизни. Судьба, однако, распорядилась иначе: после войны между Англией и Францией в 1763 г. Д. Юм был приглашен на должность секретаря британского посольства в Версале и несколько лет исполнял дипломатические обязанности. Это был триумфальный период жизни Юма. Интеллектуальные круги Франции пленили идеи автора «Истории Англии». Вольтер и Гельвеций видели в нем своего единомышленника и соратника; научная общественность восхищалась критическим высказывания Юма относительно религиозного фанатизма; философ начал переписку с Гельвецієм и Монтескье; приятельские отношения складываются у него с Руссо. Юм имел намерение остаться во Франции навсегда, однако по совету Адама Смита возвращается в родной город и формирует вокруг себя когорту талантливых философов, литераторов и знатоков искусств. Участники кружка Юма, в который входили профессор моральной философии Адам Фергюсон, экономист Адам Смит, анатом Александр Монро, хирург Уильям Каллен, химик Джозеф Блэк и др., создали уникальную интеллектуальную ауру, которая составила славу Шотландии тех лет.
Среди сочинений Д. Юма отличаются «Моральные и политические очерки (эссе)», эссе «О самоубийстве», «О бессмертии души», «Эпикуреец», «Стоик», «Платонік», «Скептик», очерки из экономической и морально-политической проблематики.
Продолжая размышления Дж. Беркли о существовании только впечатлений (впечатлений-ощущений и впечатлений-рефлексий), Д. Юм подхватил и сомнения своего предшественника по субстанційних устоев бытия, пошел в этом направлении еще дальше. Если Дж. Беркли отрицал позавідчуттєве бытия лишь одного - материальной - субстанции, то Д. Юм подверг сомнению также существование (наличие) субстанции духовной. Вопрос, существует ли объективная реальность или нет - Юм считает неразрешимой. Философ утверждает, что мы не только не знаем, каковы вещи сами по себе, но даже не знаем, существуют ли они. Неоспоримым, по убеждению философа, является лишь существование впечатлений. О существовании (или не существовании) за этими впечатлениями телесной или духовной субстанции ничего определенного сказать нельзя, нет оснований ни для положительных, ни отрицательных выводов. В ту или иную субстанцию человек может только верить. Д. Юм, следовательно, разделяет мир на субстанциальный (что постигается верой) и реальный (что постигается чувствами), осуществляет попытку преодоления указанного удвоение средствами «причинности», падает в пропасть агностицизма, углубленное впоследствии И. Кантом.
Философ критикует религию, в противовес которой выставляет довольно непонятную «сверхъестественную первопричину, как обусловленную обстоятельствами общественного существования своеобразную привычку обыденного сознания человека верить в ту или иную константу бытия, руководствоваться этой верой в своей практически-бытовой деятельности.
На этих «гносеологічних» основаниях Д. Юм строит свое оригинальное видение природы социального выстраивает этические и исторические взгляды. Прежде всего философ отрицает обоснован Т. Гоббсом и другими просвітниками доисторический, «естественное состояние» человеческого существования. «Естественное состояние», считает Д. Юм, - это философская фикция. «Досуспільного бытия» людей не было и быть не могло. «Общественный инстинкт» всегда пронизывал человеческое существование. «Общественность» является исходной доминантой бытия людей. Отсюда же, согласно Д. Юмом, начинает свой отсчет история.
Политический строй, всю социальную организацию Д. Юм «выводит» из начальной формы социальности - из семьи. По его мнению, естественно-общественный инстинкт подводит людей к потребности общественного сожительства, к которой присоединяется еще одна потребность - естественное влечение представителей разного пола друг к другу. Поезд формирует союз, совместные заботы, укрепляет связки, формирует стремление к защите общего ребенка. Новые совместные заботы укрепляют и расширяют общественность, поднимают авторитет родителей, формируют систему организации общности, средства руководства. Впоследствии у людей возникают привычка жить в обществе, понимания тех преимуществ, которые предоставляет им эта привычка. Авторитет родителей, согласно Д. Юмом, исторически эволюционирует в авторитет государственного руководства, а выходная привычка жить в обществе - в государственность и государство, как орган все общего порядка и справедливости.
Государство в социально-политической концепции Д. Юма предстает как историческое продолжение человеческого общественного инстинкта. Правительство в государстве (по аналогии авторитета родителей) приобретает монархических (а не республиканских) рис. В главных обязанностей правительства Д. Юм относит заботу о соблюдении законов - неприкосновенность частной собственности, передачу ее от одного лица к другому исключительно на принципах взаимного согласия, четкое и строгое соблюдение каждым человеком своих обязательств, обязанностей и т.д. Что же до людей, как граждан государства, то Д. Юм высказывает мнение, что они привыкают к определенному общественному порядку, к правительству законов, должны подчинять им свою волю, уважать государственное руководство и древке независимо от того, каким является их происхождение. Д. Юм был убежденным сторонником частной собственности и монархической формы организации государства. Он отказывал народу в праве на монарха, отрицал революционные средства успешных преобразований, отстаивал идею реформаторского движения прогресса в условиях социального согласия общества и гражданского мира. Именно с этих позиций и начал свои социально философские размышления И. Кант, призыв которого к вечному миру» неявно содержал в себе идею необходимости «повиноваться существующей власти, хоть бы источник происхождения она имела».
Как видим, социально-философские взгляды Д. Юма не совпадали с популярными в те времена взглядами французских просветителей и материалистов. Если добавить к этому своеобразное видение Д. Юмом статуса и роли религии в общественной жизни, то можно утверждать, что именно это и привело к расколу сначала искренних отношений, которые были у него с К. Гельвецієм и Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и П. Гольбахом. Д. Юм не стал «просветителем», хотя и симпатизировал этом направлении развития общественной мысли, особенно на ранних стадиях эволюции своих философских взглядов. Он вошел в историю социальной философии как оригинальный и неповторимый мыслитель, который (вместе с Дж. Беркли) прокладывал путь к новому («вне просветительского») видение социального, дал толчок социально-философским поискам И. Канта.