ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ.
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Раздел 9.
МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Социологическая практика выработала целый комплекс методов сбора социологической информации: опрос, интервью, наблюдение, эксперимент, анализ документов, экспертная оценка, тестирование, фокус - группы, ведения беседы и т.д. Использование социологом того или иного метода,в том числе их совокупности, зависит от условий, места и времени, целей и задач исследования, а также его вида.
9.1. Анализ документов
Древнейшим и найпоширеним способом получения социологической информации является метод изучения документов, которые есть в любом цивилизованном обществе. Под документом в социологии понимают те или иные источники, содержащие информацию о социальных фактах и явлениях общественной жизни, о те или иные социальные субъекты, которые функционируют в обществе.
Анализ документов дает социологу возможность увидеть важные стороны социальной действительности, помогает выявить нормы и ценности, присущие обществу, получить сведения, необходимые для описания тех или иных социальных структур и систем, проследить динамику взаимодействия между различными социальными группами и отдельными людьми. Напомним здесь, что первая "каноническая" работа с эмпирической социологии в США - "Польский крестьянин в Европе и Америке" У. Томаса и Ф. Знанецького - полностью построено на использовании документов. Наряду с архивами газеты польских эмигрантов в США, картотекой и официальной документацией Союза благотворительности, историей церковных приходов в этом исследовании впервые использованы для анализа личностные документы эмигрантов: 50 комплектов (754 экземпляра) листов, а также життєопис какого Владека Віхновського (300 страниц).
Круг собственно социологических документов, отражающих различные стороны общественной жизни в наше время технізації и информатизации настолько широкое, что любое эмпирическое социологическое исследование не следует планировать, а тем более выходить на полевые исследования, не проанализировав предварительно официальные статистические данные, не только центральные, но и местные, не изучив прошлые и современные исследования по данной теме (если они имеются), материалы книг и журналов, отчеты различных ведомств и т. д. Например, социологическое исследование, посвященное изучению свободного времени жителей того или иного города (района), села может быть начато с анализа статистических данных об использовании библиотек, посещение кинотеатров, театров, концертов, музеев и т. д.
Чтобы хорошо ориентироваться в многообразии документов, прежде всего необходима их классификация, основой которой служит форма, в которой тот или иной документ фиксирует помещенную в нем информацию. От формы, в которой зафиксирована информация, зависит цели его использования и методы анализа.
По форме фиксации информации документы делятся на:
• письменные документы (в них сведения подаются в форме текста);
• статистические данные (цифровая форма изложения);
• иконографическая документация (кино - видео - фотодокументация, картины);
• фонетические документы.
Письменные документы - наиболее распространенный вид документации. Источниками этого типа документов для социолога являются: государственные и центральные архивы, архивы организаций и учреждений, предприятий, фирм, архивы эмпирических данных в машинописной форме, в т. ч. INTERNET, научные публикации, пресса, личные документы (письма, автобиографии, мемуары, дневники, речи и т. п.).
Существуют и другие способы классификации документов. По статусу источника документы делят на официальные и неофициальные. С точки зрения спонтанности появления документы делят на самопроизвольные (созданные независимо от исследователя); задании (созданные специально по просьбе исследователя). По степени опосередкованості выделяют первичные и вторичные документы - одни созданы на основе непосредственного опыта автора, вторые - на базе обобщения первичных документов. По критерию авторства документы классифицируют на индивидуальные, созданные одним автором, и коллективные, созданные несколькими авторами, группой.
В социологических исследованиях наиболее распространенными являются традиционный (классический) и формализованный (качественно - количественный метод анализа документов).
Существенно отличаясь друг от друга, они не исключают, а взаимно дополняют себя, позволяя компенсировать имеющиеся в каждом недостатки.
Под традиционным, классическим анализом понимается все многообразие умственных операций, направленных на интеграцию сведений, содержащихся в документе с определенной точки зрения, примененного исследователем в каждом конкретном случае. Традиционный анализ документов дает возможность социологу дать свою интерпретацию содержания документа, проникнуть в сущность явления, которое изучается, выявить логические связи и противоречия между ними, оценить эти явления и факты с определенных исследовательских позиций. Вместе с тем основной слабостью традиционного анализа документа является субъективность: если бы социолог - исследователь не стремился быть объективным при оценке информации, которая содержится в документе, его интерпретация всегда в меньшей или большей степени будет субъективна.
Желание избавиться от субъективности традиционного анализа обусловило появление принципиально нового, формализованного метода анализа документов, который получил название "контент-анализ". Контент-анализ, или научный анализ содержания текста (документа), - это метод исследования, который применяется в различных гуманитарных дисциплинах. Но развитие этого метода преимущественно связано с социологическими исследованиями СМИ. Со временем метод контент-анализа стал применяться и при изучении других отраслей социальной реальности, другого типа документов, в частности, невербальных, иконографических (портреты, фотографии и т.д.), а также ответов на открытые вопросы социологической анкеты. Этот метод очень часто используется различными спецслужбами: до 80 процентов секретной информации добываются с его помощью и сейчас.
Суть этого метода сводится к тому, чтобы найти такие признаки, черты, свойства документа (например, частота употребления определенных терминов), которые с необходимостью отражали бы определенные существенные стороны содержания. Тогда содержание документа становится измеримым, доступным точным вычислительным операциям. Вместе с тем ограниченность контент-анализа заключается в том, что далеко не все богатство содержания документа может быть измеренное с помощью формальных (количественных) показателей.
Можно определить такие условия, при которых применение контент-анализа в социологических исследованиях является необходимым:
• при требовании обеспечить высокую степень точности и объективности анализа;
• при наличии обширного по объему и несистематизованого материала, когда непосредственное использование последнего является затрудненим;
• при работе с ответами на открытые вопросы анкет и глубоких интервью, если категории, важные для целей исследования, характеризуются определенной частотой появления в документах, которые изучаются;
• когда большое значение для исследуемой проблемы имеет сам язык источники информации, что изучается, его специфическая характеристика.
Итак, контент-анализ - это метод качественно-количественного анализа массива документов с целью получения объективной, систематизированной и обобщенной информации о социальной реальности. Процедура контент-анализа заключается в алгоритмізованому выделении в тексте определенных элементов содержания, что интересует исследователя, классификации выделенных элементов в соответствии с концептуальной схемой, последующим их подсчетом и качественным представлением результатов.
Основными направлениями использования контент-анализа являются:
• выявление и оценка характеристик текста как показателей определенных сторон объекта, что изучается;
• выявление причин, обусловивших появление сообщения;
• оценка эффекта воздействия сообщения.
Когда исследователь - социолог закончил построение схемы ключевых понятий или категорий анализа, осуществил их интерпретацию и структуризацию, встает этап "наложения" названной схемы на конкретный текст, или, другими словами, нахождение для всех категорий и подкатегорий адекватного выражения на языке документов, которые исследуются. Таким их выражением являются единицы анализа: 1) отдельное слово; 2) суждения, законченная мысль, логическую цепь; 3) персонаж сообщения. Фрагменты текста, которые соответствуют различным единицам анализа, могут колебаться от минимального размера (слово) до максимального (логическую цепь, жизненная ситуация), которые фиксируются в пределах целого сообщения или даже нескольких сообщений.
Для осуществления контент-анализа социологу нужно иметь такие документы'.
• таблицу контент-анализа;
• инструкция кодировщика;
• кодувальну карточку.
Таблица контент-анализа содержит список категорий и подкатегорий и присвоенные им коды.
Номер документа | Категории и подкатегории анализа |
тема (код) | знак информации (код) | география сообщений (код) | автор сообщений (код) |
№ | 1 | 2 | 3 | ... | 1 | 2 | 3 | ... | 1 | 2 | 3 | ... | 1 | 2 | 3 | ... |
1 | | | | | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | | | | | |
... | | | | | | | | | | | | | | | | |
n | | | | | | | | | | | | | | | | |
∑n | | | | | | | | | | | | | | | | |
Табл. Образец кодувальної карты.
Инструкция кодирования содержит описание единиц анализа и счета, в ней заложены правила кодирования, оговариваются возможные трудности. Регистрация единиц анализа осуществляется в специальных таблицах, кодувальних карточках. Последние включают все классификационные единицы - категории и подкатегории. Единицы анализа, обнаруженные в документе, фиксируются в соответствующих графах кодувальної карты.
В контент-анализе предполагается своя выборка. Массив документов, объединенных общим признаком, представляет генеральную совокупность, которая масс быть изучена. Если перед аналитиком - социологом стоит задача провести контент-анализ кампаний по выборам президента Украины, то в границы генеральной совокупности надо включить все документы, которые опубликованы в связи с выборами с момента начала кампании до ее завершения.
Для формирования выборочной совокупности документов для контент-анализа обычно используют сплошной и случайный отбор. Относительно применения направленного типа отбора, то он исключается из-за отсутствия данных о распределении в генеральной совокупности документов.
Работа с документами требует от социолога кроме специальных знаний большой изобретательности, она всегда является исследовательским поиском.