Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ПОДСТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ «СОЗНАНИЕ-САМОСОЗНАНИЕ»

«Я-концепция»

«Я-концепция» - это выявление самосознания. Она представляет собой динамическую систему представлений человека о себе. «Я-концепция» формируется под влиянием опыта каждого индивида. Эта система составляет основу высшей саморегуляции человека, на базе которой она строит свои отношения с миром, который ее окружает.

Самосознание в психологической литературе рассматривается как сложное родовое образования в структуре психики личности, а образ «Я» - как видовое. Образ «Я» - продукт самосознания, то есть проявления осознания и оценки индивидом себя как субъекта практической и теоретической деятельности, идеалов, убеждений, которые мотивируют его активность. Виды образов «Я»: социальное «Я», духовное «Я», физическое «Я», интимное «Я», семейное «Я» и т.д., а также «Я» - реальное, «Я» - ирреальное, настоящее, будущее, фантастическое и т.д.

В отличие от самосознания, образ «Я», кроме осознанных компонентов, содержит неизвестное «Я» на уровне самочувствия, представлений. Главная функция образа «Я» - обеспечить интегрированность, целостность, индивида, его личностную сущность достичь субъективной гармоничности. «Я» - концепцию изучают науки о человеке и обществе.

Рассмотрим некоторые взгляды ученых на психологическую проблему «Я». Еще в начале XX ст. П. Лігше рассматривал «Я» как объединяющий компонент сознания. Он считал «Я» деятельным, реальным субстратом индивидуального сознания.

В свою очередь Джеме выделял эмпирическое познавательное «Я» и чистое «Я» как элементы сознания. Между ними существует единство и борьба противоположностей.

Известный психоаналитик 3. Фрейд считал внутренним источником развития «Я» личности противоречие между его реальным и идеальным компонентами (борьба «Эго» и «Супер-Эго»).

Представители гуманистической психологии описывают феноменологию личности, то есть то, как человек воспринимает, понимает и объясняет себя, реальные события своей жизни.

Проблемы развития «Я - концепции» и воспитание широко освещал Г. Берне. Автор четко доказывает, что свойственна процессам самосознания концептуальность находит выражение в систематизированной «Я-концепции» (А. Маслоу, К. Роджерс).

По своему содержанию «Я - концепция» может быть положительной, отрицательной, амбивалентна.

А. Маслоу видит внутреннее противоречие в несоответствии реального уровня самоактуализации индивида, его возможному уровню. В результате субъект ищет новые способы поведения, которые позволяют ему более самоактуалізуватися. В своих концепциях самоактуализации личности как стремление к самовыражения Маслоу дает описание требований, которым должен соответствовать индивид. Роджерс подчеркивает способность человека к особистішого самосовершенствования. Центральным понятием его теории является понятие «Я», поскольку каждый человек решает: Кто я? Что я могу сделать, чтобы стать тем, кем я хочу быть? Образ «Я» складывается в условиях личностного жизненного опыта.

Итак, «Я-концепция» - это оценочно-познавательная система, что переживается и более-менее осознается индивидом. На ее основе составляется отношение индивида к себе и к другим, что опирается на личностную самооценку своих возможностей, способностей, характера. Е. Фромм подчеркивает: «Мое собственное «Я» должно быть таким же объектом моей любви, как и другой человек. Утверждение собственной жизни, счастья, развития свободы укоренилось в моей способности любить, то есть в заботе, уважении, ответственности и знании. Если индивид способен любить созидательно, он любит и себя; если он любит только других, он вообще не может любить». Итак, образ «Я» выступает как регулятор взаимоотношений, межличностных отношений человека.

В современных психологических исследованиях подчеркивается роль образа «Я» как обобщенного механизма саморегуляции личности, отмечают, что именно образ «Я» обеспечивает самототожність (идентификацию), личностную ответственность, порождает чувство социальной причастности. Механизм саморегуляции Я-концепции проявляется в вербалізованій форме: собственного желания - «я хочу», осознание своих возможностей - «я могу», требовательности - «мне нужно», целеустремленности - «я стремлюсь».

Индивиды с разными «Я - концепциями» не одинаково воспринимают мир: правильно или неправильно, искаженно, например: «Я-реальное» и «Я - идеальное» не совпадают. Это вызывает недовольство, разочарование. От удовольствия уровня притязаний в достижении личности зависит формирование важного компонента ее сознания - самоуважения. Она влияет фактически на все аспекты деятельности человека: включает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства, и положительное отношение к себе, и согласованность своего надособистісного и идеального «Я». Мотивация достижения, будучи доминирующей для человека, является важным регулятором ее развития.

Процесс самоконцептуальності меняется в зависимости от возраста. Представление индивида о себе интегрируются в более сложные системы. Если в самосознании подростков, старшеклассников в образе «Я» еще нет определенной стабильности, их процесс самопознания находится в состоянии формирования, то у студентов наблюдают значительные сдвиги в направлении личностной устойчивости «Я-концепции». Самовосприятие в этом возрасте становится более обобщенным, качественно новым. Оно заключается не столько в количественной оценке своих черт, сколько в стремлении оценивать себя с позиций нового социального статуса, способности к усвоению профессиональных знаний, готовности к созданию семьи.

Идентификация - это способ познания, при котором устанавливается сходство объектов путем нахождения общего и отличного в их признаках.



В современной психологической науке ИДЕНТИФИКАЦИЮ рассматривают в трех аспектах:

• как процесс выявления сходства одного конкретного индивида с другим, а также как отождествление человеком себя, своих свойств с персонажами художественно-художественных произведений, с жизненными образцами поведения, поступками лиц референтных групп на основе принятия ценностей;

• как процесс видение субъектом другого человека как проекции себя, мысленное наделение его своими чертами характера, особенностями отношения к людям, жизни;

• как механизм перенесения себя в пространство обстоятельств жизни другого человека, то есть усвоение его личностных смыслов с помощью эмпатии.

Рефлексия. Рефлексивная сознание проявляется в осмыслении и переживании человеком как отдельного действия, поступка, так и смысла бытия. Возникновение у человека способности к рефлексии свидетельствует о высокий уровень ее самосознания, готовности не только к познанию самого себя, коррекции своего поведения, образа жизни. Рефлексия проявляется тогда, когда личность мысленно выделяет себя из сферы бытия, жизненной ситуации и оценивает в соотношении с нравственными эталонами - так «Я» живу?

В результате она может меняться, переоценивая прошлое ради будущего, вступать в диалог с собой, воображаемым собеседником. В психологии подчеркивают идею диалогической природы, процесса анализа личностью себя. Каждый может защищать или осуждать себя в полемике, дискуссии с собой или воображаемым собеседником, что способствует сопоставлению разных точек зрения, поиска истины.

Человек убеждает себя, когда есть определенное противоречие действий, суждений, когда надо преодолеть сомнения, принять решение, реализовать его. Самовнушение может проявляться в формах самооправдания и самовнушение.

Во время развития человека рефлексивная сознание на разных уровнях и в разных формах. Как свойство индивида, рефлексивность - это способность отражать не только свой образ «Я», но и осознавать сущность своего взаимодействия с другими людьми. В сфере именно межличностных взаимоотношений рефлексия является важным компонентом нравственности поведения индивида. По мнению В. А. Роменця, это явление последействия, в нем проясняется сущность деяния.

Рефлексия разума, совести часто отстает от актов выбора. Акт, действие выбора обусловлены решением воли, последействие - рефлексией, самооценкой правильности выбора решения.

В рефлексии оказывается борьба мотивов, нравственность личности. Чем глубже у человека рефлексия, тем труднее ей решать конфликты.

Способность к рефлексии объединяет функции поведения и управления человеком своими поступками.



Развитие САМОСОЗНАНИЯ человека проявляется в: самоспостереженні, критическом отношении к самой себе, в оценке своих положительных и отрицательных черт, самообладании и ответственности за свои поступки.

Собственно самосознание связано со способностью к рефлексии, к взгляду на себя как бы «со стороны». Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Она становится очевидной не только для других, но и для себя.

Самосознание имеет свою собственную структуру. С одной стороны, в ней можно выделить систему психических процессов, связанную с самопознанием, переживанием собственного отношения к себе и регулирования собственного поведения. С другой стороны, можно говорить о системе относительно устойчивых образований личности, которые возникают как продукты этих процессов. Через самопознание человек приходит к определенному знанию о самом себе. Эти знания входят в содержание самосознания как ее сердцевина. Сначала они предстают в виде отдельных ситуативных, нередко случайных образов себя, которые возникают в конкретных условиях общения и деятельности. Далее эти образы интегрируются в более или менее целостное и адекватное представление о собственном «Я». Однако любой объект познания, а также человек в этой роли является неисчерпаемым. Поэтому самопознание, как и любая другая форма познания, не предопределяет конечное, абсолютно завершенное знание. Не достаточно четко осознавая то новое в себе, что появилось, человек будто с опозданием его «открывает» и к тому времени пользуется старыми знаниями о себе, старыми оценками, хотя они на самом деле уже не соответствуют содержанию нового психологического образования и объективном его проявления.

Самопознание отражает субъективное представление о себе. Вследствие этого представление человека о самом себе не всегда адекватное. Например, мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед собой свое поведение (даже и тогда, когда он стремится правильно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен), отнюдь не всегда отражают эти побуждения, реально обуславливают ее действия.

Переживание различных эмоций, сопровождающих процессы самопознания, формируют у человека отношение к себе.

Знания о себе, сопряженное с определенным отношением к себе, составляет САМООЦЕНКУ личности.

В современной психологической науке различают несколько видов самооценки. Они отражают особенности объектов оценки, их сложность, а также некоторые качественные и количественные характеристики самой оценки. В зависимости от того, что подлежит оцениванию - отдельные аспекты личности, конкретные свойства, которые проявляются только в некоторых особых видах деятельности, или личность в целом, - различают два вида самооценки: а) общую, под которой понимают общую не дифференцированную самооценку личности; б) частичную, которая принадлежит к разным уровням познания свойств личности.

Еще одним основанием для выделения видов самооценки является такая ее характеристика, как адекватность. Согласно степени адекватности обычно различают два вида самооценки: адекватную и неадекватную. В свою очередь неадекватная самооценка относительно эталона, с которым она сравнивается, может быть завышенной или заниженной.

Самооценки человека формируются под воздействием различных факторов. Это и сравнение образа реального «Я» с образом идеального «Я», то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Это и присвоения человеком тех оценок и стандартов, которые она получает от других людей, прежде всего от своего ближайшего окружения. И, наконец, это успешность действий человека - как реальная, так и мнимая. Независимо от того, есть в основе самооценки собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.

Содержание знаний человека о себе и отношение к себе с начальных этапов формирования имеют свой «выход» через процесс саморегулирования и самоорганизации личностью своего поведения. Для этого процесса характерна специфическая активность, направленная на соотношение поведения личности с требованиями ситуации, ожиданиями других людей, на актуализацию психологических резервов в соответствии с особенностями ситуации общения, межличностного взаимодействия. Обязательной чертой саморегулирования является постоянное внутреннее оценивание хода акта поведения, которое соотносится с прямым или предполагаемым оценкой его другими людьми.

Функцию корректировки действий или вербальных компонентов поведения в саморегулировании выполняет механизм самоконтроля, что составляет внутренний отчет о личности соотнесенность мотива, цели действия и ее хода. Механизм самоконтроля проявляется в готовности перевести действие в другое русло, внести в нее дополнительные элементы. Это словно общение внутри самой личности - между личностью в действии и личностью, что планирует действие с определенной целью.

Контрольные вопросы:

• Что представляет собой сознание?

• В чем проявляется самосознание личности?

• Какие структурные элементы сознания?

• Какова структура самосознания человека?

• В чем проявляется самооценка личности?

• Раскройте сущность «Я - концепции».

• В чем проявляется идентификация личности?

• Что такое рефлексия?

• Каким образом происходит развитие самосознания человека?

• Как общественная действительность влияет на сознание личности?

• В чем проявляется адекватная самооценка личности?

• В чем проявляется неадекватная самооценка личности?

Литература:

Виготский Л. С. Избранные психологические произведения. - М.: Изд. АПН РСФРС, 1956. Абульханова - Славская К. А. Стратегия жизни. - М., 1991. Асмолов А. Г. Психология личности. - М.: Просвещение, 1990. Берне Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М., 1986.

Варій М. И. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог, специальностей. - Львов: Край, 2005.

Лангмейер, Матейчек 3. Психологическая депривация в детском возрасте. - Авиценум: Мед. Изд-во Прага, 1984.

Мартынюк Е. Ы. Рефлексия как способ саморегуляции и оптимизации деятельности // Деятельность: философский и психологический аспекты. - Симферополь, 1988. - С. 28 - 30.

Маслоу А. Самоактуализация личности и образования: пер. с анл. - Киев, Донецк: Ин-т психологии АПН Украины, 1994.

Морсанова В. Ы. Индивидуальный стиль саморегуляции. - М.: Наука, 1998.

Новинский И. Ы. Философские проблемы биологии и дарвинизма. - М., 1959.

Обуховский К. Психология влечения человека. - М.: Прогресс, 1972.

Осницкий А. К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной

личности. - М., 1986.

Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Дружинина. - М.: ПЕР СЭ, 2003. Рихта Р. Научно-техническая революция и развитие человека / Вопр. филос. 1970. №2. - С. 56-66.

Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. - Л., 1979.

Сталин В. В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1983. Фрейдмен Д., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. - М., 1992.