Осознание человеком мира не сводится к отображению лишь внешних объектов. Фокус сознания может быть направлено и на самого субъекта, на его собственную деятельность, его внутренний мир. Такое осознание человеком самого себя получило в психологии статус особого феномена - самосознания.
САМОСОЗНАНИЕ - это способность человека осознать самого себя, свое «Я», свои потребности, интересы, ценности, свое бытие и его смысл, собственное поведение и переживания и т.д.
В отличие от сознания, самосознание ориентировано на осмысление человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. Если сознание является знанием о другом, то самосознание - знанием человека о самом себе. Если сознание ориентировано на весь объективный мир, то объектом самосознания является сама личность. В самосознании она выступает и как субъект, и как объект познания.
Структура самосознания человека сложная. Она отличается разнообразием форм проявления, которые связаны со всеми аспектами ее психической деятельности:
• ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ - самокритичность, самоанализ, самооценка, самовнушение, самоирония и т.п.;
• ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ - самоудовлетворение, самоуважение, самолюбие, самоодобрение и т.п.;
Центральными и наиболее исследованными структурными компонентами самосознания являются феномены саморегуляции, самооценки, самоанализа. Каждый ребенок рождается как индивид человеческого рода. Однако в процессе жизни не каждый становится личностью. Личность рассматривается как саморегулирующаяся система (И. П. Павлов). Это такой уровень развития человека, когда она сама осуществляет управление своими действиями, поступками, поведением, эмоциональным состоянием, отношением к окружающей среде.
Самооценка личности - это осознание собственной идентичности независимо от внешних воздействий. Она складывается в процессе познания человеком себя. По содержанию самооценка различается как завышенная, заниженная и адекватная, именно последняя способствует развитию человека. Завышенная или заниженная усложняют этот процесс. То, как человек оценивает себя - чувство достоинства, самоудовлетворение, самоуважение, или унижение, чувство неполноценности - частично зависит от ее социального статуса, но еще более от оценок, которые он получает от значимых для нее лиц (Шибутані).
Самопознание связано с самоанализом и самокритичністю, что дают возможность каждому глубже познать самого себя, осознать духовный рост, а также стимулировать свое развитие. Высший уровень саморазвития человека включает выбор ценностей, моральных норм, образа жизни, профессии.
Самопознание выявляет потребность человека в самостоятельности и самоутверждении. В личном и социальном аспектах самоутверждения имеет разные формы.
Особенно важно самоутверждение в молодые годы - в учебе, работе, отношениях между людьми. Оно ассоциируется прежде всего с самостоятельностью, самовідповідальністю, самоініціативою, самодостаточностью.
Самосознание развивается, меняется, обогащается на протяжении жизни человека. У каждого есть природная склонность к самосовершенствованию, которая на определенном этапе развития личности и влияния общества предстает как осознание стремления к творческому саморазвитию, самореализации. Самосовершенствование и самовыражение человека есть процесс постоянного развития, восхождения (С. Л. Рубинштейн).
Высокий уровень самосознания обуславливает саморазвитие и самовоспитание.