Раздел IV
Культура Украины в ХVII-ХVIII вв.
ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ - ВИДАТНИИ ДЕЯТЕЛЬ
ПРОСВЕЩЕНИЯ И КУЛЬТУРЫ
Феофан Прокопович родился в Киеве 1677 г. Рано потерял родных, жил под опекой дяди, профессора и ректора
Киево-Могилянской академии.
Дядя рано отдал мальчика на
обучение в Академии. Учился он охотно, легко, но на последних курсах его
случилась беда - умер дядя. Наверное, из-за материальных проблем он оставил
Академию и отправился в путешествие по Европе, которую начал с Польши, а закончил в Риме, где
в коллегии Святого Афанасия учился три года. По отдельным
источниками, после ее
окончания был
рукоположен в сан кардинала, но в 1701 г.
тайком покинул Рим и вернулся в Украину.
С 1705 г. Ф. Прокопович
преподает в
Киево-Могилянской академии, где читает курсы поэтики, риторики, философии,
теологии, делает попытку трактовать их с материалистических позиций, выступает
против авторитаризма и догматики. Занимается
драматургией, пишет сатирические пьесы, в которых высмеивает корыстолюбие, пьянство,
распущенность, жадность, невежество. В трагикомедии “Владимир” коллеги легко
узнают себя в художественных образах Жеривола, Курояда, Пиара. Отношение их к
молодого профессора, мягко говоря, было не самым лучшим. Они организуют
дискуссии, чтобы обвинить Ф. Прокоповича в ереси. И, к счастью, у него на тот
время уже был могущественный покровитель - Петр I, который при близком знакомстве
увидел, что их взгляды на церковь совпадают, соответствуют духу реформ. Петр
I забирает Ф.Прокоповича
в Петербург, где тот
становится советником царя по делам образования и надежным помощником в борьбе с
боярской и церковной оппозицией.
В Петербурге Ф. Прокопович сходится
с Я. Брюсом, В. Татищевим, Я. Кантемиром и другими прогрессивными деятелями
российской науки и культуры, организует
литературно-философский кружок - “ученую дружину”, становится одним из основателей
Всероссийской Академии наук.
Получив блестящее европейское
образование, Ф. Прокопович принес в Украину наивысшие достижения научной мысли. Это
прежде всего идеи Возрождения, Реформации, которые представляли тенденцию перехода
от схоластики к материалистических основ в
философии и просвещении. Эти взгляды проходили красной нитью в философских
концепциях Ф.Прокоповича. Его произведения активно консолидировали
прогрессивные силы, формировали общую идейную платформу. Он сделал попытку
отделить философию от теологии, правда, на уровне идеалистических систем, когда
идея Бога отделяется от личностной формы и переходит в философский абсолют. В круг его интересов входили
проблемы просветительской абсолютистской государства, отражавшие интересы
буржуазии и дворянства. Произведения Ф. Прокоповича,
В. Татищева, Я.Кантемира были той почвой, на которой выросли Г. Сковорода,
М.Ломоносов и другие просветители XVIII в.