Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Приложение 13

 

УТВЕРЖДЕН

постановлением Кабинета Министров Украины

от 31 января 2007 г. № 106

 

ПОРЯДОК

разработки и выполнения государственных целевых программ

 

Общие вопросы

 

1. Этот Порядок определяет механизм разработка, согласование, представление для утверждения и исполнения государственных целевых программ (далее - программы).

2. Программы делятся на общегосударственные программы, которые направляются на решение проблем развития государства или значительного количества ее регионов, имеют долгосрочный период выполнения и выполняются центральными и местными органами исполнительной власти, и другие программы, целью которых является решение отдельных проблем развития экономики и общества, проблем развития отдельных отраслей экономики и административно- территориальных единиц, требующих государственной поддержки.

Инициирование разработки программы, разработка и общественное обсуждение концепции программы.

3. Инициаторами разработки программы (далее - инициатор) могут быть Кабинет Министров Украины, центральные органы исполнительной власти, Национальный банк, Национальная академия наук, Верховная Рада Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские советы, Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские госадминистрации.

4. Инициирование разработки программы осуществляется по следующим основаниям:

- наличие проблемы, которую нельзя решить средствами территориального или отраслевого управления и которая нуждается государственной поддержки, координации деятельности центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;

- соответствие цели программы приоритетным направлениям государственной политики, определенным в законах Украины, указах Президента Украины, программах деятельности Кабинета Министров Украины, а также в международных договорах (с ссылкой на источник);

- необходимость обеспечения межотраслевых и межрегиональных связей;

- наличие реальных возможностей для обеспечения выполнения программы: финансовых ресурсов - средств государственного, местных бюджетов и других источников, материально-технических и трудовых ресурсов.

5. Название программы должна быть лаконичная, отражать цели программы и содержать слова “общегосударственная” “государственная”, “целевая”, а также “экономическая”, “научная”, “научно-техническая”, “социальная”, “национально - культурная”, “экологическая”, “оборонительная”, “правоохранительная” или “региональная” в соответствии с направления программы.

6. Инициатор разработки программы готовит проект концепции программы, который содержит следующие разделы:

Определение проблемы, на решение которой направлена программа;

Анализ причин возникновения проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом;

Цель программы;

Определение оптимального варианта решения проблемы на основе сравнительного анализа возможных вариантов;

Пути и способы решения проблемы, срок выполнения программы;

Ожидаемые результаты выполнения программы, определение ее эффективности;

Оценка финансовых, материально-технических, трудовых ресурсов, необходимых для выполнения программы.

7. В разделе “Определение проблемы, на решение которой направлена программа” четко формулируется проблема, обосновывается ее значимость и соответствие приоритетам государственной политики (с ссылкой на документ, в котором определены приоритеты), сравниваются основные прогнозные показатели ее решения с соответствующими показателями иностранных государств и отечественными официальными статистическими данными, взятыми, как правило, за период не менее З-5 лет до начала разработки проекта программы, а в случае их отсутствии - данным научных исследований, бухгалтерского учета и т.д. (с ссылкой на источники информации).

8. В разделе “Анализ причин возникновения проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом” дается анализ причин возникновения проблемы, обосновывается невозможность ее решения в рамках Государственной программы экономического и социального развития, программ развития отраслей экономики или регионов, ранее принятых программ, а также определяются основные мероприятия для решения проблемы. Обоснование осуществляется с учетом каждой из оснований, определенных пунктом 4 этого Порядка.

9. В разделе “Цель программы” четко и кратко определяется цель программы с учетом направлений социально-экономического и тенденций научно - технического развития государства.

10. В разделе “Определение оптимального варианта решения проблемы на основе сравнительного анализа возможных вариантов” проводится анализ возможных вариантов решения проблемы с определением преимуществ и недостатков таких вариантов, приводятся примеры решения подобных проблем в других странах (в основном в проектах концепций программ научных и научно-технических вопросов).

11. В разделе “Пути и способы решения проблемы, срок выполнения программы” определяются оптимальный вариант решения проблемы, сроки выполнения программы (как правило, не более 5 лет), выполнения ее задач и мероприятий.

12. В разделе “Ожидаемые результаты выполнения программы, определение ее эффективности” определяются показатели, в частности экономические, социальные, экологические, которых предполагается достичь в результате выполнение программы, и проводится их оценка с учетом официальных статистических показателей ближайшего от начала выполнения программы отчетного года.

13. В разделе “Оценка финансовых, материально-технических, трудовых ресурсов, необходимых для выполнения программы” дается оценка финансовых (с обоснованием объемов финансовых ресурсов за источниками финансирования и оценкой реальных возможностей ресурсного обеспечения выполнение программы за счет средств государственного, местных бюджетов и других источников), материально-технических, трудовых ресурсов, необходимых для выполнения программы.

Во время оценки объемов финансовых ресурсов в обязательном порядке учитываются прогнозные показатели сводного бюджета Украины по основным видам доходов, расходов и финансирования на следующие три года, утвержденные в установленном порядке.

Оценка материально-технических и трудовых ресурсов проводится на основании основных прогнозных макропоказателей экономического и социального развития Украины на следующие три года, которые подаются вместе с проектом Закона о Государственном бюджете Украины на соответствующий год, других прогнозных документов, утвержденных в установленном порядке.

14. Проект концепции программы публикуется инициатором в официальных средствах массовой информации и размещается на его веб-сайте. Инициатор проводит общественное обсуждение проекта концепции программы (на заседаниях коллегии, конференциях, совещаниях), за результатам которого готовит предложения, которые учитываются при доработке проекта.

Проект концепции программы, содержит информацию, которая составляет государственную тайну, опубликованию не подлежит.

15. Инициатор согласовывает в установленном порядке проект концепции программы с Минфином, Минтруда, МОН (с научных и научно-технических вопросов), Минприроды (по экологическим вопросам вопросов, касающихся видов деятельности и объектов, которые в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 27 июля 1995 г. № 554 представляющих повышенную экологическую опасность), НАЕР (по вопросам энергосбережения), Госинвестиций и другими заинтересованными органами исполнительной власти.

16. Во время согласования проекта концепции программы учитываются:

- приоритетность проблемы;

- инновационная направленность;

- обоснованность, комплексность и экологическая безопасность программных мероприятий, сроки их осуществления;

- наличие реальных возможностей финансирование программы за счет средств государственного бюджета;

- соотношение финансирования программы за счет средств государственного бюджета и других источников;

- социально-экономическая эффективность программы (уровень приближения к соответствующим стандартам ЕС, повышение конкурентоспособности, вопросы энергосбережения и т.д.), ожидаемые конечные результаты выполнения программы и ее влияние на социально-экономическое и культурное развитие Украины.

17. Инициатор представляет проект концепции вместе с выводами Минфина, Минтруда, МОН, Минприроды, НАЕР, Госинвестиций и других заинтересованных органов исполнительной власти для согласования и составления обобщенного заключения Минэкономики.

18. После получения обобщенного заключения Минэкономики инициатор дорабатывает проект концепции с учетом замечаний и повторно направляет его в Минэкономики для согласования.

Принятия решения о разработке проекта программы, определение государственного заказчика и срока ее разработки

19. Согласованный проект концепции вместе с обобщенным заключением Минэкономики, информацией о результатах общественного обсуждения подается инициатором на рассмотрение Кабинета Министров Украины.

20. В случае одобрения концепции программы Кабинет Министров Украины принимает решение о разработке проекта программы, определяет одного или нескольких государственных заказчиков, срок разработки проекта программы и его представление на рассмотрение Кабинета Министров Украины.

При наличии более чем одного государственного заказчика, определяется государственный заказчик-координатор.

21. Государственными заказчиками программы могут быть центральные органы исполнительной власти, Национальная академия наук, Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские госадминистрации.

22. Государственный заказчик назначает руководителя программы, которым могут быть руководители, заместители руководителей центральных органов исполнительной власти, Национальной академии наук, Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских госадминистраций.

Разработка проекта программы

23. Проект программы разрабатывается государственным заказчиком (или определенным разработчиком) на основе одобренной концепции.

Разработка проекта программы по научных и научно-технических вопросов осуществляется с учетом требований Закона Украины “О научной и научно - технической деятельности”.

24. Проект программы содержит такие разделы:

Цель программы;

Пути и способы решения проблемы;

Задачи и мероприятия;

Ожидаемые результаты, эффективность программы;

Объемы и источники финансирования.

25. Название программы, сведения о государственного заказчика, руководителя и исполнителей программы, срок исполнения, прогнозные объемы и источники финансирования подаются в паспорте программы.

26. В разделе “Цель программы” четко и кратко определяется цель программы, которая должна быть тесно связана с проблемой, на решение которой направлена программа.

27. В разделе “Пути и способы решение проблемы” обосновывается выбор оптимального варианта решения проблемы с учетом преимуществ и недостатков альтернативных вариантов.

28. Задача и меры по выполнению программы, направленные на решение проблемы и достижение цели программы, определяются по форме.

Перечень задач и мероприятий формируется согласно производственно - хозяйственных, организационно-правовых, социально-экономических, экологических требований. Во время определения задач и мероприятий следует придерживаться таких принципов:

взаимосвязи ’язаність;

полнота охвата проблемы;

логичность изложения;

отсутствие противоречий и повторений.

Государственный заказчик готовит предложения относительно включения определенных мероприятий программы до соответствующих бюджетных программ.

В случае если к выполнению мероприятий программы предполагается привлечение иных (кроме государственного заказчика) главных распорядителей бюджетных средств, государственный заказчик должен согласовать прогнозные объемы финансовых ресурсов с такими распорядителями бюджетных средств.

При наличии более чем одного государственного заказчика мероприятия и прогнозные объемы финансовых ресурсов для их выполнение в обязательном порядке согласовываются с государственным заказчиком-координатором.

29. В разделе “Ожидаемые результаты, эффективность программы” подаются расчеты количественных и качественных показателей (экономические, социальные, экологические, научные и т.д.), которых предполагается достичь в результате выполнения программы с обоснованием их эффективности. Рассчитаны показатели представляются по форме.

Методика оценки эффективности выполнение программы разрабатывается государственным заказчиком с учетом специфики программы и конечных результатов.

30. В разделе “Объемы и источники финансирование” даются детальные расчеты необходимых прогнозных объемов финансирование мероприятий программы из различных источников с распределением по годам.

Отдельно определяются прогнозные объемы финансирования, направленные на капитальные вложения, инновационную деятельность (исследования и разработки), научные исследования и разработки, а также другие источники финансирования (собственные средства исполнителя, гранты, привлеченные кредиты и другие средства).

Дается обоснование реальных возможностей финансирования программы за счет средств государственного бюджета (с учетом прогнозных показателей сводного бюджета Украины по основным видам доходов, расходов и финансирования на следующие годы), местных бюджетов и других источников.

31. Контроль за разработкой проекта программы осуществляется государственным заказчиком и руководителем программы.

Государственная экспертиза проекта программы

32. Государственный заказчик программы организует проведение государственной экспертизы (научной, научно-технической, экологической, инвестиционной, санитарно - эпидемиологической, экспертизы землеустроительной документации) проекта программы на соответствие критериям, определенным законодательными актами, регламентирующими проведение такой экспертизы, и подает соответствующие документы.

В случае когда в проекте программы предусматривается финансирование расходов для проведения фундаментальных исследований за счет средств государственного бюджета, необходимо представить заключение экспертного совета при Национальной академии наук о целесообразности их проведения.

Согласования и утверждения Программы

33. Государственный заказчик дорабатывает и согласовывает проект программы в соответствии с пунктами 15-18 настоящего Порядка.

34. Проект государственной целевой программы вместе с выводами государственной экспертизы и Минэкономики и проектом постановления Кабинета Министров Украины государственный заказчик подает в Кабинет Министров Украины для утверждении. Текст проекта постановления Кабинета Министров Украины должен содержать пункты:

- утверждение программы;

- включение Минэкономики по представлению государственного заказчика задач, мероприятий и показателей программы до соответствующих разделов проекта Государственной программы экономического и социального развития Украины на соответствующий год;

- учет определенных Минфином государственным заказчиком объемов бюджетных средств для выполнения задач и мероприятий программы в соответствующих бюджетных программах во время составления проекта Государственного бюджета Украины на соответствующий год исходя из возможностей государственного бюджета;

- срока представления промежуточных отчетов о результатах выполнения программы (в случае необходимости).

35. Проект Общегосударственной целевой программы после одобрения Кабинетом Министров Украины вместе с проектом закона о его утверждении направляется в установленном порядке в Верховную Раду Украины.

Организация выполнения задач и мероприятий программы

36. Ответственность за выполнение мероприятий программы, целевое и эффективное использование выделенных для ее выполнения средств несет руководитель программы.

37. Исполнителями мероприятий программы могут быть предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности.

38. Отбор исполнителей мероприятий программы осуществляется согласно Закону Украины “О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства”.

39. Для каждого мероприятия может быть определено несколько исполнителей.

40. В процессе выполнение программы государственный заказчик:

- проводит мониторинг выполнения задач и мероприятий программы;

- подает в установленном порядке финансовую отчетность;

- подает в случае необходимости ежегодно до конца марта Минфина и Минэкономики предложения по уточнению перечня задач и мероприятий на следующий бюджетный период;

- организует размещение на своем веб-сайте информации о ходе выполнения программы.

41. Государственный заказчик образует в случае необходимости координационный совет как консультативно-совещательный орган (для программ с научных и научно-технических вопросов - научно-технический совет), в состав которой входят представители государственного заказчика, заинтересованных органов исполнительной власти, Национальной и отраслевых академий наук, предприятий, учреждений и организаций, участвующих в выполнении программы. Возглавляет координационный совет (научно-технический совет) руководитель программы. Состав совета утверждается государственным заказчиком по представлению руководителя программы.

42. Минэкономики включает ежегодно по представлению государственного заказчика задачи по определению показателей и мероприятий программы в соответствующие разделы проекта Государственной программы экономического и социального развития Украины на соответствующий год.

Государственный заказчик определяет объемы расходов на выполнение задач и мероприятий программы в составе бюджетных программ во время формирования проекта Закона о Государственном бюджете Украины на соответствующий год.

Минфин учитывает при составлении проекта Закона о Государственном бюджете Украины на соответствующий год объемы расходов на выполнение заданий и мероприятий программы в соответствующих бюджетных программах с учетом возможностей государственного бюджета.

Контроль за выполнением программы, подготовка промежуточных,

ежегодных и заключительного отчетов

43. Минэкономики ведет учет утвержденных государственных целевых программ и представляет соответствующую информацию Минфина и государственным заказчикам. Порядок учета программ утверждается Минэкономики по согласованию с Минфином.

44. Государственный заказчик программы проводит анализ и комплексную оценку результатов выполнения заданий и мероприятий программы, целевого использования средств и готовит ежегодные и, в случае необходимости, промежуточные отчеты о ходе выполнения программы.

В случае, если программа имеет несколько государственных заказчиков, указанные отчеты готовит государственный заказчик-координатор на основе отчетов, которые подают другие государственные заказчики в установленный им срок.

45. Государственный заказчик программы подает Кабинету Министров Украины и Минэкономики ежегодные отчеты о результатах выполнение программы до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом (если не определен другой срок), и промежуточные - в срок, установленный актом о ее утверждении.

Ежегодные и промежуточные отчеты содержат информацию о цели программы, дату принятия и номер нормативно-правового акта, которым она утверждена, о государственных заказчиков и исполнителей программы, срок ее выполнения, объемы и источники финансирования с определением конкретных бюджетных программ (код, наименование бюджетной программы), в рамках которых фактически осуществлялось финансирования, а также результаты выполнения задач и мероприятий, определенных программой, за отчетный период, оценку эффективности и предложения по дальнейшему ее выполнение.

46. Минэкономики вместе с государственными заказчиками, Минфином, Минтруда, МОН, Минприроды, НАЕР, Госинвестиций проводит анализ состояния выполнения программы на основе представленных государственным заказчиком ежегодных и промежуточных отчетов.

47. Минэкономики подает до 1 мая года, следующего за отчетным периодом, Кабинету Министров Украины обобщенную информацию о ходе выполнения программы вместе с предложениями по дальнейшему их выполнения.

48. После окончания установленного срока выполнения программы государственный заказчик не позднее чем в трехмесячный срок составляет заключительный отчет о результатах выполнения программы и представляет его Кабинету Министров Украины вместе с обобщенным заключением о результатах выполнение программы, подготовленным Минэкономики вместе с Минфином, Минтруда, МОН, Минприроды, НАЕР, Госинвестиций.

Заключительный отчет должен содержать основные данные о программе, ее цели и результаты достижения цели, информацию фактические объемы и источники финансирования программы, выполнения задач и мероприятий, оценку эффективности выполнения программы.

49. Контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств осуществляется в соответствии с законодательства.

50. Государственный заказчик программы организует опубликования заключительного отчета о результатах выполнения программы, кроме отчета о выполнении программы, содержащий информацию, которая составляет государственную тайну, в официальных средствах массовой информации и размещает его на своем веб-сайте.