Приложение 14
ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА
РЕГИОНА
И. Какие расходы вынуждены нести
регионы и какова роль центральной власти?
Любой вид целенаправленной
деятельности региональной и центральной власти предполагает наличие денег на эту
цель.
На какую же цель нужны деньги
организации, занимающейся инновационными проектами и поиском инвесторов для их
реализации:
1. Нужно разработать стратегию
привлечение инвестиций, исходя из возможностей регионального развития.
2. Нужно потратиться на подбор
персонала для иностранных компаний, работающих в регионе.
3. Нужно затратить определенные денежные
суммы для строительства представительства или подготовки помещений для аренды.
Желательнее соорудить отдельные дома для компании объемом 300 - 1000 офисных
помещений для их аренды представителями заинтересованных компаний. Это может быть и
комплекс домов из расчета не менее 150 - 200 офисных помещений.
4. Создать при этих представительствах
консультационные центры для представителей иностранных компаний по поддержке и
становление компаний в первый период своей деятельности.
5. Создать адвокатские компании с
профилем работы по международным правом.
6. Создать централизованные центры
иностранных переводов.
7. Подготовить специалистов по разработке
бизнес-планов международного образца с учетом законодательства Украины.
Местная власть должна приложить
максимальных усилий по привлечению иностранных компаний, инициируя:
1. Программы регионального развития.
2. Оказывать всестороннюю поддержку и
предлагать различные льготные, по сравнению с Киевом условия, в частности такие, как
невысокая стоимость аренды, земли, рабочей силы.
В рамках этой инициативы местные
органы власти должны организовывать различные информационные бюро, открывать
бизнес-центры для иностранных компаний и создавать систему поддержки иностранных
компаний, желающих начать свой бизнес в Украине. Такая система должна быть
комплексной и предлагать целый комплекс услуг для представителей иностранных
компаний. В рамках предоставляемых услуг при органах местной региональной власти
должны быть созданы региональные центры инноваций и инвестиций и поддержки
иностранных компаний. Важной составляющей должен быть физический и экономический
защита иностранного бизнеса.
Офисные центры могут создаваться с
учетом национальных интересов той или иной страны, как центры немецкой,
британской, французской, китайской, американской, японской промышленности.
Общий представительский центр для
филиалов иностранных компаний должен быть расположен в одном месте с невысокой
стоимостью аренды.
При облгосадминистрации, при
региональных центрах инноваций и инвестиций предстоит развернуть постоянно действующие
экспозиции, предназначенные для иностранных компаний, отделы по подготовке
бизнес-планов, экспертные комиссии по направлениям промышленного развития и стратегии
развития региона, отделы научно-технических переводов маркетинговой стратегии,
экономического анализа и импортных процедур особенностей рынка,
информационно-организационного обеспечения и сопровождения. Для этого надо добрать
высококвалифицированный состав сотрудников, обеспечивающих получение целого
комплекта документов для начала производственной деятельности в пределах подготовленных
бизнес-планов через одно окно.
Стратегию развития региона принадлежит
тщательно проработать с учетом его географического расположения, наличия
транспортной сети (морские порты, аэропорты, железная дорога, автомобильные дороги,
принадлежность транспортных коридоров, а также ряд других основных
моментов).
Выбор стратегии развития региона
опираться на его собственный промышленный потенциал и направления развития региона
(радиоэлектроника, машиностроение, станкостроение, легкая промышленность,
аграрный сектор, судостроение, авиационно-космическая промышленность) по отраслевому
принципу и общегосударственными приоритетами.
Во приоритетное развитие и производственные
мощности будущего следует выделять большие участки земли в пределах крупных городов
(300 - 700 гектаров), где предстоит построить представительские центры крупных
промышленных компаний.
Земля, предназначенная для промышленного
строительства, должна быть оформлена по украинским юридическим лицом, а
использоваться она должна на основе договора с украинским юридическим лицом.
Территория перспективной застройки
должен иметь план перспективной застройки с расположением на нем всех крупных
сооружений, определяющих стратегическую перспективу развития через структуры
промышленного развития - научные, исследовательские, технологические парки (далее
технопарки), кластеры-технопарки, технополисы (города будущего, города науки
и научного предпринимательства, наукограды).
Другими словами, отведен земельный
участок большой площади предполагает привлечение на свою территорию научно-исследовательских,
технологических, производственных подразделений крупных, в том числе иностранных корпораций,
что будут взаимодействовать в научно-техническом плане с учредителями технопарка,
кластер-технопарка, технополиса. В парках будут расположены и фирмы,
покинули бизнес-инкубаторы.
Технопарки, кластер-технопарки,
технополисы создают благоприятную среду для ускоренного коммерческого
внедрение результатов научных исследований, превращая их в нужные для
общества товары и услуги. Территория технопарка передбчачає наличие в
своем составе современных производств определенной отрасли.
Следует отметить, что самые успешные
технопарки начинались с бизнес - инкубаторов, и все они развивались по активной
участия местных региональных и центральных органов власти и управления, за
постоянной поддержки учредителей, деловых и финансовых кругов, общественности.
Только так они достигали вершин успеха, и только так они приобретали дальнейшего
развития.
Самыми приоритетами были
микроэлектроника и информатика, аэрокосмическая техника и технологии,
оптико-волоконная техника и технологии, нанотехнологии, генная инженерия и
биотехнологии, производство медицинской техники, производство средств связи и
коммуникаций.
Технопарк (кластер-технопарк,
технополис) - инициатива именно региональной власти, стратегического и
долгосрочного плана, и там, где инициатива реализуется успешно, действительно
происходит структурная перестройка промышленности, создаются новые рабочие
места, формируется престижный имидж территории, там начинает формироваться совсем
другое отношение к региональной и центральной власти, как к структурам,
обеспечивают народу достойную жизнь. Благодаря успешному развитию технопарков,
кластер-технопарков, технополисов формируется совсем другая среда обитания и
появляются совсем другие люди и взаимоотношения. Технопарк создает другой тип
личности: свободный, раскрепощенный, увлеченный, думающий, инициативный,
творческий или иначе - человек будущего.
Региональным центрам инноваций и
инвестиций, которые осуществляют взаимосвязь региональной власти с технопарком,
нужно выполнять широкий круг задач. Они должны заниматься поиском
информации по инновационной деятельности, оказывать административную поддержку,
оказывать помощь в техническом осуществлении проекта, создавать возможности
деловых контактов и предоставлять услуги для обеспечения продажи инновационного
продукта.
Региональные центры во взаимосвязи с
технопарком должны стать ключевыми фигурами для талантливых инженеров, новаторов
и их фирм, находящихся на начальной стадии развития. И здесь главным
выступает вопрос, что недостаточно просто реализовать на рынке технологию или
продукт, компания должна разработать понятную и убедительную стратегию
продвижение продаж, связанную с международной конкурентоспособностью своего инженерного
опыта.
Таким образом, технопарк становится структурой стратегического
развития региона, а региональные центры инноваций и инвестиций - структурами,
что поставляют инженеров-новаторов с идеями.
Однако как бы ни хорошо было
организована работа региональной, центральной власти и технопарка, есть многочисленные факторы, которые могут эту
работу привести к абсурду, и дальше такая мощная структура, как настоящий,
классический технопарк
(не путать с технопарком в соответствии с Законом Украины “О
специальный режим инновационной деятельности технологических парков” № 3333 от 12
января 2006 года) может погибнуть в зародыше без полного понимания центральной
и региональной властью долгосрочных стратегических задач создания технопарка и конечного продукта, произведенного
указанной структурой - современные технологии, новые продукты наукоемких отраслей,
создание новых отношений и новых людей.
К этим факторам нужно отнести как
экономические, так и политические. Чрезмерное налогообложение, бюрократическое, ручное
управления экономикой, коррупция создали негативный имидж Украине,
препятствует привлечению не только иностранного, но и вложению отечественного
капитала в экономику страны. К этому можно добавить дороговизну банковских
кредитов, общую макроэкономическую и политическую нестабильность, что, как правило,
порождает инфляцию, чревато изменении правил игры и курсовые долгосрочных реформ
экономики на 5 - 15 лет. Сюда же можно отнести отсутствие каких-либо системности в
появление новых технических и технологических развязок и связанных с ними
производств.
Для создания надлежащего инвестиционного
климата надо устранить ряд причин, которые непосредственно влияют на приход
инвестора. Такими причинами являются:
- политическая нестабильность и
связан с ней паралич исполнительной власти, когда власть существует сама по себе, а
товаропроизводитель сам по себе;
- отсутствие долгосрочных
экономических и политических реформ;
- нестабильность, несовершенство и
непредсказуемость действий законодательства, когда постоянно меняются правила игры
даже те, которые определены в Законе;
- репрессивный характер налоговой
системы, когда у производителя все изымается и не дается возможности к
расширенного воспроизводства;
- слабость материально-технической
базы производства за износа основных средств (60 - 80%), развал всех
отраслей экономики через разрушение рынка сбыта товаров и услуг;
- слабость банковской системы в
долгосрочных, стратегических кредитам и большой кредитной ставке;
- противодействие всей банковской
системы относительно появления мощных иностранных банков с минимальными (1,5 - 4%)
кредитными ставками на срок 15 и более лет, которые изъявили свое желание к
долгосрочного инвестиционного промышленного кредитования экономики Украины;
- постоянное снижение объемов внутреннего накопления
через спад промышленного производства;
- планомерная “политика социального
проедание”, когда деньги от приватизации крупных промышленных объектов не
направляются на строительство новых промышленных объектов, связанных с
наукоемкими производствами, а используются для очередного латания дыр или
достижения политических целей;
- значительный теневой рынок движения
денежных средств и вместе с этим огромные масштабы взаимных неплатежей;
- незначительность государственных финансовых
ресурсов для инвестирования программ, выход государства из инвестиционной сферы и
нежелание негосударственных структур заниматься долгосрочными инвестициями через
политическую нестабильность и связанные с этим риски.
Все эти факторы делают иллюзорным
приход крупного инвестиционного капитала на рынок Украины. Такие развитые
страны, как США, Франция, Германия, Великобритания,
Япония придают огромного внимания иностранным инвестициям. Прямые иностранные
инвестиции в эти страны составили: Франция - более 52 млрд долларов США, США - около 40 млрд долл., Германия - 38 млрд долл., Великая Британия - 28 млрд долл., Япония - 9,2 млрд долл. (на 2002 год). И это при том, что Франция при населении 59551000
человек (2001г.) имеет доход на душу населения
24990$ США, Германия при населении 83030000
человек (2001г.) имеет доход на душу населения 27510 $ США, Великобритания при населении 59648000 (2001г.) имеет
доход на душу населения 18700 $ США, США при
населении 272640000 человек (2001г.) имеет доход на душу населения 26980 $ США, Япония при населении 126772000
человек (2001г.) имеет доход на душу населения 39640 $ США, что несопоставимо с теми же показателями Украины.
Важнейшим фактором обновления
привлекательного инвестиционного климата является стабилизация политической ситуации в стране
и возобновления работы принятых законов в этой сфере. Законы Украины “О
приоритетные направления инвестиционной деятельности Украины” (№ 433-14 от 16 января
2003 г.), Указ Президента Украины “О Концепции
государственной промышленной политики” (№ 102 от 12 февраля 2003 г.), Закон Украины “О внесении изменений в Закон Украины “О
специальный режим инновационной деятельности технологических парков” (№ 3333 от 12
января 2006 г.), Указ Президента Украины “О решении
Совета национальной безопасности и обороны Украины” от 6 апреля 2006 г., “О состоянии научно-технологической сферы и мерах по
обеспечению инновационного развития Украины” (№ 606 от 11 июля 2006 г.), распоряжение Кабинета Министров Украины “Об одобрении
Концепции создания индустриальных (промышленных) парков” (№ 447-р от 1 августа
2006 г.) дали бы возможность возобновить работу по улучшению инвестиционного климата в
Украине.
Если проанализировать указанный
материал, то сегодня этой базы документов достаточно для начала работы с
потенциальными инвесторами в рамках законодательной базы в Украине. Но это только
начальный этап взаимодействия с инвесторами на ниве инновационной политики. В дальнейшем
надо корректировать законодательную базу, с учетом налоговых льгот и возврата
инвестиционной составляющей под гарантии Кабинета Министров Украины, приоритеты
развития промышленности Украины, главной из которых является радиоэлектронная
промышленность.
На это нужно предусмотреть
централизованные капиталовложения, путем концентрации и направления
инвестиционных ресурсов всех уровней, а также привлечения кредитных денег к
радиоэлектронной промышленности под гарантии Кабинета Министров Украины или под
специальный, уточненный Закон Украины, что защищает инвестиции. Приоритетными
производствами в радиоэлектронной промышленности должны стать: завод
жидкокристаллических мониторов (1,7-5,0 млрд. долларов США, плазменных панелей и мониторов - 1,7-3 млрд. долларов США, завод по сборке больших модульных конструкций - 150
- 200 млн. долларов США).
Это положит начало
полномасштабном радиоэлектронному производству и создаст собственную независимую базу
мониторов, что практически вытеснит мониторы старого поколения в 2008 - 2010 года.
Определив стратегию развития,
подготовив необходимую законодательную базу, проделав бизнес-планы и
настроившись на получение существенных инвестиций, нужно учитывать еще и
специфику иностранного инвестора.
Конечно, иностранный капитал будет
всегда привлекательным для отечественных компаний низкими процентами по кредиту,
долгосрочностью и своими безграничными размерами. Однако далее, проработав все
документы, получить указанный кредит не так-то просто, потому что у инвесторов есть
собственные критерии предоставления кредита, и непонимание их приводит к отказу в
предоставлении кредита.
Прежде всего надо понимать продолжительность
процедуры получения кредита - это примерно 6 месяцев. Около двух месяцев
уйдет на подготовку документов, еще два месяца уйдет на поиск инвестиционного
капитала и около двух месяцев уйдет на переговорный процесс.
Вторым важным моментом является
непосредственное вложение денег самим заемщиком, что будет свидетельствовать о
серьезность намерений заемщика в осуществлении проекта. Соотношение заемных
средств к собственным может быть 75:25, 70:30.
В-третьих, нужно предложить
инвестору долю в уставном фонде не менее 25% + 1 - акция для того, чтобы
западный инвестор мог осуществлять контроль за использованием кредитных денег и
эффективностью управления. Правда, в этом случае не исключена ситуация, когда
руководство компании может потерять контроль над компанией. В подобных случаях
нужно отдавать предпочтение структуризации проекта, когда инвестор получает
большую долю от компании сначала, а потом с помощью определенных механизмов,
постепенно доля инвестора уменьшается и передается другим частичным партнерам.
Четвертой составляющей успешного
получения инвестиционных денег от западных инвесторов является привлекательность
будущего объекта инвестиций, который должен иметь целый ряд характеристик.
Надо убедить инвестора, что компания-заемщик имеет компетентный, честный
команду руководителей, нацеленную на конечный результат проекта и готова плодотворно
решать любые возникающие вопросы вместе с инвестором. Иметь серьезную
бизнес-идею в правильно выбранном секторе промышленности и экономики, в которой
заинтересована центральная или региональная исполнительная власть, что дает надежду на
оперативное решение любых возникающих вопросов. Бизнес-план должен быть
тщательно проработанный и иметь хорошо подготовленную рабочую документацию.
Проект должен предусматривать высокую
норму рентабельности (по крайней мере 30%), что дает гарантию своевременного возврата
инвестиционных денег и процентов по ним. Нужно также представить возможные
риски по проекту и предусмотреть пути их минимизации.
Важно заложить в проект сроки
реализации проекта не более 4-5 лет, так как более длительный срок вызывает в
инвесторов настороженность через большую рискованность вложения денег,
связанную с политико-экономическим климатом в Украине. Но иногда грандиозность
проекта дает уверенность инвестору, что все заинтересованные стороны будут работать
как одна команда, но это зависит от предлагаемого проекта.
И последнее. Западные инвесторы
доверяют известным компаниям-консультантам - разработчикам бизнес-планов. Поэтому,
если есть такая возможность, надо потратить деньги и привлечь их для разработки
бизнес-плана, структурирование сделки по привлечению финансирования сопровождения
бизнес-плана на переговорах с различными финансовыми учреждениями, что позволит
успешнее провести переговоры относительно заимствования иностранных инвестиций.
Такой комплексный подход придаст
соглашении значимости и привлекательности, что в конечном итоге позволит реализовать
бизнес-идею и получить инвестиционные деньги.