Урок 54
Тема. Повторение материала по теме «Слова, обозначающие названия предметов». Произношение и правописание слова метро
Цель: обобщить и закрепить знания об имени существительном; углублять знания о главные члены предложения; обогащать словарный запас учащихся, дать представление о омонимы (без употребления термина); воспитывать логическое мышление, любознательность.
Оборудование: предметный рисунок метро, плакат «Съедобные и ядовитые грибы».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
1. Проверка домашнего задания (упражнение 245)
- Прочитайте названия городов и их жителей, устно ставя к словам вопросы кто? или что?
- Назовите несколько известных вам городов и образуйте от них названия жителей. (Москва - москвичи, Рим - римляне, Одесса - одесситы)
2. Минутка чистопису
Па оч юм пальто
- Подберите слова с этими буквосочетаниями. (Париж, Павлик; рубашка, колышек; костюм, хныкать)
- Составьте с одним из них предложение. Постройте схему.
III. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня на уроке мы повторим и закрепим изученное о слова - названия предметов, учитимемось обобщать. Также выясним, как правильно произносится и пишется слово метро.
IV. Повторение и закрепление изученного
1. Коллективная работа (упражнение 246)
- На какие вопросы отвечают слова - названия предметов? Приведите примеры.
- Какие слова пишутся с большой буквы? Подтвердите примерами.
- Составьте предложение по схеме: (Поезд из Севастополя прибыл на станцию. Бабушка из Лебедевки приехала в гости. Славик и Света гуляли во дворе.)
2. Самостоятельная работа (упражнение 247)
- Прочитайте и спишите, обозначая начало и конец каждого предложения.
- Подчеркните названия предметов.
- Назовите главные слова в последнем предложении.
3. Развитие связной речи (упражнение 250)
- Рассмотрите рисунки. Что на них изображено?
- Какое значение имеет слово солнышко в каждом случае?
- Подумайте, какие еще слова произносятся и пишутся одинаково, а по значению - разные. (Детский носик и носик чайника; дверная ручка, ручка для письма и часть тела; ножка стола и ножка детская)
4. Физкультминутка
5. Комментируемое письмо (упражнение 248)
- В каждой строке найдите лишнее слово. Можно названия предметов в каждом ряду назвать одним общим словом? Подберите такое общее слово каждой строки.
- Прочитайте образец выполнения задания.
- Как можно уточнить общее название? (Это съедобные грибы.)
- Рассмотрите плакат и назовите те грибы, которые считаются также съедобными. (Боровик, подберезовик, шампиньон)
- Какие грибы нельзя собирать, потому что они ядовитые? (Мухомор, бледная поганка, сатанинский гриб) Помните об этом!
- Запишите по два упражнения строки слов (по выбору), подобрав к каждому общее название.
6. Словарная работа
- Прочитайте слова в рамке на с. 115.
- Коллективно прочитайте его еще раз. Что оно означает? Метро (сокращенно от метрополитен) - городская электрическая железная дорога, построенная под землей в тоннелях, а на поверхности - на мостах-эстакадах или специально отведенных участках улицы.
- Составьте предложение со словом метро. Обратите особое внимание на его правописание и подчеркните букву е. Запомните правильное произношение и написание слова метро.
7. Самостоятельная работа с взаимопроверкой (упражнение 249)
- Прочитайте и спишите предложения.
- Подчеркните главные слова в предложении.
- Придумайте предложение, в котором слово месяц имело бы другое значение.
V. Итог урока
- На какие вопросы отвечают слова - названия предметов? Приведите примеры.
- Составьте предложение и найдите в нем слова - названия предметов. Постройте его схему.
- Найдите главные слова в предложении.
На уроке дети писали.
- Как вы подчеркнете главное слово, называет предмет?
VI. Домашнее задание с инструктажем
Упражнение 261.