Урок 53
Тема. Закрепление правил написания существительных с большой буквы
Цель: закрепить умение писать имена собственные с большой буквы; обогатить знания учащихся сведениями о историческое прошлое нашего народа; воспитывать патриотические чувства, заинтересованность историей Украины.
Оборудование: карты Украины, родного города; географические атласы; портреты гетманов Украины.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
1. Проверка домашнего задания (упражнение 241)
- Прочитайте текст со вставленными нужными названиями.
- Найдите на карте нашего города улицы, реку, которых вы упоминали в упражнении.
2. Минутка чистопису
тьм ом цьк читательский
- Подберите слова с данными буквосочетаниями. (Тьма, пятью; солома, омлет; киска, игрушка)
- Разделите эти слова для переноса различными способами.
- Подберите слова, близкие по значению к словам тьма, цяцька.
- Составьте предложение с одним из слов, употребляя собственное название.
- Каким словом проверим написание буквы ы в слове читательский?
III. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы закрепим свои знания и умения по орфографии собственных имен: имен, отчеств, фамилий людей, кличек животных, географических названий, то есть тех, которые мы читаем на карте. Также немного узнаем о прошлом Украины во времена гетманства.
IV. Повторение и закрепление изученного
1. Коллективная работа (упражнение 242)
- Прочитайте стихотворение молча. Обратите внимание, что поэт говорит о каждую реку.
- Как вы понимаете выделенное предложение?
- Прочитайте выразительно последнее предложение, передавая восхищение красотой природы на Десне. Что означает в этом предложении слово зеленая?
- О какие реки вы узнали впервые? Выпишите названия рек. Найдите названные реки на карте Украины в географических атласах.
- Какие еще реки протекают на территории нашей страны? Назовите и покажите на настенной карте.
- Разгадайте шараду по тексту упражнения. Прочитайте, что такое шарада. Слова-ответы запишите.
2. Выборочный диктант
Выпишите клички животных, разделяя их на слоги для переноса из строки в строку.
НА ФЕРМЕ
Мама Маши работает на ферме. После уроков дети приходят туда. Они рассматривают животных. Марийка доит корову Цветок, Настенька и Катюша поят теленка Ласточку, а Коля и Ваня поят водой жеребят Орлика и Гнідка.
3. Физкультминутка
4. Развитие связной речи (упражнение 244)
После рассказа учителя о временах казачества и гетманства в Украине, толкование непонятных слов ученики переходят к непосредственному выполнению упражнения.
Гетманом называли раньше вожака казачьего войска Запорожской Сечи, а впоследствии стали звать гетманом верховного правителя Украины.
- Прочитайте текст и рассмотрите рисунок.
- О каких еще гетманов вы слышали? (Богдан Хмельницкий, Петр Сагайдачный, Иван Мазепа)
- Выпишите из текста слова, которые пишутся с большой буквы. Объясните их написание.
- Как вы думаете, от какого слова образовалось фамилия Вишневецкий? А Хмельницкий?
5. Комментируемое письмо (упражнение 243)
- Прочитайте текст.
- Найдите на карте город и село, упомянутые в тексте.
- Как вы поняли слово атаман? (Главарь, командир)
- Выпишите имена и фамилии людей и отдельно - другие слова, которые пишутся с большой буквы. Объясните их написание.
V. Итог урока
- Когда мы всегда принимаем большую букву?
- Какие названия предметов пишем с большой буквы?
- Составьте предложение, употребляя в нем географическое название и имена своих родных. (Мои дедушка Тихон и бабушка Оксана живут в Лебедевке.)
VI. Домашнее задание с инструктажем
Упражнение 245.