Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 2 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 53

Тема. Закрепление правил написания существительных с большой буквы

 

Цель: закрепить умение писать имена собственные с большой буквы; обогатить знания учащихся сведениями о историческое прошлое нашего народа; воспитывать патриотические чувства, заинтересованность историей Украины.

Оборудование: карты Украины, родного города; географические атласы; портреты гетманов Украины.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения

1. Проверка домашнего задания (упражнение 241)

- Прочитайте текст со вставленными нужными названиями.

- Найдите на карте нашего города улицы, реку, которых вы упоминали в упражнении.

2. Минутка чистопису

тьм ом цьк читательский

- Подберите слова с данными буквосочетаниями. (Тьма, пятью; солома, омлет; киска, игрушка)

- Разделите эти слова для переноса различными способами.

- Подберите слова, близкие по значению к словам тьма, цяцька.

- Составьте предложение с одним из слов, употребляя собственное название.

- Каким словом проверим написание буквы ы в слове читательский?

 

III. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня мы закрепим свои знания и умения по орфографии собственных имен: имен, отчеств, фамилий людей, кличек животных, географических названий, то есть тех, которые мы читаем на карте. Также немного узнаем о прошлом Украины во времена гетманства.

 

IV. Повторение и закрепление изученного

1. Коллективная работа (упражнение 242)

- Прочитайте стихотворение молча. Обратите внимание, что поэт говорит о каждую реку.

- Как вы понимаете выделенное предложение?

- Прочитайте выразительно последнее предложение, передавая восхищение красотой природы на Десне. Что означает в этом предложении слово зеленая?

- О какие реки вы узнали впервые? Выпишите названия рек. Найдите названные реки на карте Украины в географических атласах.

- Какие еще реки протекают на территории нашей страны? Назовите и покажите на настенной карте.

- Разгадайте шараду по тексту упражнения. Прочитайте, что такое шарада. Слова-ответы запишите.

2. Выборочный диктант

Выпишите клички животных, разделяя их на слоги для переноса из строки в строку.

НА ФЕРМЕ

Мама Маши работает на ферме. После уроков дети приходят туда. Они рассматривают животных. Марийка доит корову Цветок, Настенька и Катюша поят теленка Ласточку, а Коля и Ваня поят водой жеребят Орлика и Гнідка.

3. Физкультминутка

4. Развитие связной речи (упражнение 244)

После рассказа учителя о временах казачества и гетманства в Украине, толкование непонятных слов ученики переходят к непосредственному выполнению упражнения.

Гетманом называли раньше вожака казачьего войска Запорожской Сечи, а впоследствии стали звать гетманом верховного правителя Украины.

- Прочитайте текст и рассмотрите рисунок.

- О каких еще гетманов вы слышали? (Богдан Хмельницкий, Петр Сагайдачный, Иван Мазепа)

- Выпишите из текста слова, которые пишутся с большой буквы. Объясните их написание.

- Как вы думаете, от какого слова образовалось фамилия Вишневецкий? А Хмельницкий?

5. Комментируемое письмо (упражнение 243)

- Прочитайте текст.

- Найдите на карте город и село, упомянутые в тексте.

- Как вы поняли слово атаман? (Главарь, командир)

- Выпишите имена и фамилии людей и отдельно - другие слова, которые пишутся с большой буквы. Объясните их написание.

 

V. Итог урока

- Когда мы всегда принимаем большую букву?

- Какие названия предметов пишем с большой буквы?

- Составьте предложение, употребляя в нем географическое название и имена своих родных. (Мои дедушка Тихон и бабушка Оксана живут в Лебедевке.)

 

VI. Домашнее задание с инструктажем

Упражнение 245.