СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКОЛОГИИ И ФРАЗЕОЛОГИИ
Урок № 54
УРОК РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ № 20. БИБЛИОГРАФИЯ. АННОТАЦИЯ
Цель: ознакомить учащихся с элементами справочного аппарата книги - ее выходными данными и аннотацией; научить составлять библиографическое описание книги, статьи; формировать понятие о аннотацию и умение составлять аннотацию на книгу; показать практическое значение этого жанра, его особенности, структурно - смысловые части; развивать память, внимание, умение работать в группе; воспитывать бережное отношение к книге.
Тип урока: урок развития речевых умений.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Знакомство десятиклассников с темой, целью и задачами урока
Книги - морская глубина:
Кто в них нырнет вплоть до дна,
Тот, хоть и труду имел достаточно.
Дивные перлы выносит,
И. Франко
Вступительное слово учителя
Александр Герцен писал: «вся жизнь человечества последовательно накапливалось в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась». Количество книг увеличивается ежедневно. Книга сегодня - это сокровищница знаний. В течение своей жизни человек постоянно обращается к книге - за опытом, за знаниями, мудростью. Книги - властелины пространства.
Как разобраться в безбрежном море книг?
На помощь нам приходит справочный аппарат, состоящий из многих элементов: содержание, выходные данные, предисловие, примечания, указатели имен, географические указатели, списки сокращений, комментарии, библиографические комментарии, аннотации и т.д.
Еще в 250р. до н. э. в крупнейшей библиотеке - Александрийской - была составлена «Таблица тех, кто прославился во всех областях знания, и того, что они написали». Этот каталог является первым из библиографических пособий. Автор этих таблиц - выдающийся ученый, поэт Каллимах. Сам каталог состоял из 120 книг.
► Как вы считаете, сколько книг занимают сегодня библиографические издания?
► Какое значение имеют библиографические издания в современной жизни?
► Объясните слова В. Брюсова: «Каждая наука основывается на библиографии».
III. Усвоение теоретического материала в процессе выполнения заданий и упражнений творческого характера
Работа со словарем
► Найдите в словаре определение понятий «библиография», «аннотация». Прочитайте и объясните своими словами.
Библиография - 1. Научное, систематизированное описание книг и других изданий, где указываются все выходные данные о книге. 2. Список литературы на любую тему или по какой-либо отрасли знаний. 3. Наука о способах систематизированного описания книг и других изданий. Прикм. Библиографический, -а, -е.
Аннотация (спец.) - краткая библиографическая справка, характеристика содержания книги, статьи.
Исследования-наблюдения
► Прочитайте приведенные выходные данные книг. Что вы узнали о книге?
Книга индивидуального автора
Візінська М. С. Школьный календарь: семейные праздники. - X. : Изд. группа «Основа», 2007. - 192 с. - (Б-ка журн. «Изучаем украинский язык и литература» ; Вып. 2).
Книга под названием
Дорогая моя Украина. Праздники, традиции, обычаи, обряды, приметы и поверья украинского народа. - Донецк: ООО ПКФ «ВАО», 2009. - 544 с.: ил.
Статья из газеты или журнала
Что такое украинский бестселлер? // Слово и время. - 2003; № 2. - С. 41-45.
Произведение из многотомного издания
Грушевский М. С. Лаврский кружок и его книжная продукция // История украинской литературы: 36. произведений. В 9 т. - К.: Лыбидь,1998. - Т. 1. - С. 294-302.
Комментарий учителя. Выходные данные содержат обязательно следующую информацию: фамилия автора, название книги, издательство, год издания, объем книги. Дополнительно может быть указано: фамилии редакторов, тираж, в какой серии была издана книга. В библиографической пунктуации нужна особая точность. Эта пунктуация - результат договоренности, положения об оформлении книг, она единая для всего мира, понятна каждому образованному человеку из любого уголка планеты. Кроме того, такая точность делает возможной компьютерную обработку информации о книгах.
Групповая работа - составление списков рекомендуемой литературы
► На каждую группу учитель раздает по пять книг и одну-две журнальных статьи на конкретную тему и предлагает составить список рекомендуемой литературы - записать все книги в алфавитном порядке со всеми исходными данными, четко сохраняя соответствующую пунктуацию.
Исследования-наблюдения
► Прочитайте несколько аннотаций. Сделайте вывод об их структуру.
1. Учитесь высказываться (П. И. Белоусенко, Ю. О. Арешенков, Г. М. Віняр и др.) - К.: Советская школа, 1990. - 126 с. В книге в популярной форме представлены советы и интересные упражнения творческого характера к написанию изложений, сочинений, докладов (рефератов), выступлений, деловых бумаг - жанров устной и письменной речи; рассматриваются многочисленные примеры практического применения приобретенных знаний. Для учащихся среднего и старшего возраста.
2. Візінська М. С. Школьный календарь: семейные праздники. - X.: Изд. группа «Основа», 2007. - 192 с.- (Б-ка журн. «Изучаем украинский язык и литература»; Вып. 2).
Учебное пособие содержит сценарии семейных праздников, посвященные матери и отцу, братьям и сестрам, бабушке и дедушке, семье и семейной педагогике, родном доме и памяти родословной. Отдельное место занимают сценарии уроков, направленные на национально-семейное воспитание школьников средствами литературы. Для учителей украинского языка и литературы, организаторов внеклассной работы, руководителей методических объединений, студентов высших учебных заведений.
3. Жаль М. Н. Дорогая моя Украина. Праздники, традиции, обычаи, обряды, приметы и поверья украинского народа. - Донецк: ООО ПКФ «ВАО», 2009. - 544 с.: ил.
Мир украинских традиций бесконечно богат. Веками складывалась стройная система обрядов и верований, которые на современном историческом этапе вновь приобретают популярность. Книга рассказывает о народные традиции, обряды и праздники. Материалы из украинской мифологии и истории культуры не оставят равнодушным ни одного читателя. Множество интересных фактов, увлекательная манера повествования делают издание справленім подарком для всех поклонников украинской культуры.
Комментарий учителя. Составные части аннотации: описание библиографических признаков книги, краткий пересказ текста, указание, кому эта книга адресована. Аннотация обычно размещается на второй странице книги. В справочной аннотации возможны следующие элементы: уточнение заглавия, сведения об авторе, об объеме материала, форма, содержание, жанр, назначение и структуру издания и другие особенности книги.
Общая аннотация характеризует печатное произведение в целом. Аналитическая - отдельную часть произведения или какой-то аспект его содержания. Групповая аннотация является обобщенной характеристикой двух и более произведений, близких по тематике.
Аннотация
Библиографическое описание |
Текст аннотации |
Автор |
Жанр произведения |
Название |
Действующие лица |
Издательство |
Краткое содержание |
Год издания |
Тема, проблематика |
Количество страниц |
Адресат |
Наличие иллюстраций |
Сведения об авторе |
Следует определить, что в аннотациях чаще всего встречаются шаблонные стандартные выражения:
• В книге собраны...
• В книгу вошли...
• Книга адресована...
• Книга рассчитана на широкий круг читателей...
Но с целью заинтересовать читателей (особенно в художественной литературе) могут использоваться и нестандартные выражения:
• Почему так случилось, вы узнаете, прочитав книгу...
• Какую тайну скрывает герой?
• Что с ним случилось?
Групповая работа - составление аннотаций
► Воспользовавшись приобретенными знаниями и образцами, составьте такую аннотацию на прочитанную вами недавно книгу, которая бы вызвала у читателей желание прочитать эту книгу.
IV. Итог урока
► Проверка выполненных работ, анализ аннотаций, созданных группами, оценивание работы учащихся на уроке.
Методический комментарий. Оценить работу каждого ученика на уроке молений с помощью таблицы:
Оценивание работы учеников группы № ______
№ |
Фамилия, имя ученика |
Мой вклад в работу группы, мое оценивание своей работы |
Суждения членов группы о моей работе, их оценивания |
Оценка учителя |
|
|
|
|
|
► Мне удалось хорошо поработать в течение урока;
► Во время работы группы я читал, вносил предложения, выступал, записывал предложения других;
► Отвечал на вопросы;
► Я не смог ответить на вопрос о...;
► Небольшой вклад;
► Только слушал, ничего не делал;
► Мешал работе группы, говорил не по теме, говорил громко, отвлекал других.
V. Домашнее задание
► Напишите аннотацию на любимую книгу.
► На уроках развития речи в 10 классе вы овладевали навыками работы с книгой. Суммируйте полученные знания, сдав статью «Как работать с книгой». Желательно в ней осветить следующие вопросы:
1. Почему каждый человек должен овладеть навыками работы с книгой?
2. Как найти нужную книгу в библиотеке?
3. Что такое библиография?
4. Что такое аннотация?
5. Какие виды самостоятельной работы с книгой существуют?
6. Что такое план? Каким он бывает?
7. Что такое тезисы?
8. Что такое тематические выписки? Когда они используются?
9. Что такое конспект?
Материал для учителя. Образец статьи представлен в приложении.
Приложение к уроку
КАК РАБОТАТЬ С КНИГОЙ?
Одна из основных навыков современного человека - умение ориентироваться в безграничном информационном пространстве. Чтобы пользоваться накопленными человечеством знаниями и опытом, каждый человек должен прежде всего овладеть навыками рациональной организации работы с книгой.
Что это означает? Прежде всего - умение быстро найти нужную информацию или книгу. С помощью библиографии и аннотации каждый может быстро подобрать необходимую литературу. Если вам фамилия автора неизвестно, а известна только название книги, надо обращаться к систематическому каталогу. Он раскрывает фонд библиотеки по содержанию. Систематический каталог - это каталог, в котором библиографические карточки расположены по определенным отраслям знаний (по математике, физике, географии и т. д.). Каталог состоит из специально розграфлених каталожных карточек. В левом углу проставляется шифр, который показывает, к какой области знаний принадлежит определенная книга. В карточке указывается фамилия автора, полное название книги, издательство, год издания, количество страниц.
Каждая отрасль наук отделяется друг от друга разделителем - это карточка из толстого картона, которая имеет сверху выступление. На этом выступлении указывается название отдела. Все данные каталога записываются печатным шрифтом. Все карточки помещаются в ящики, на коленом из них указывается, карточки с какого отдела входят в ее состав. Все ящики расставляются последовательно по каталожным индексам. Над ящиками подписывают «Систематический каталог».
Если фамилия автора вам известно, обратитесь к алфавитному каталогу. В этом каталоге, в отличие от систематического, каталожные карточки расположены в алфавитном порядке по фамилиям авторов, а если книга без автора, то есть сборником произведений - тогда по алфавиту названий. При этом отрасли наук не учитываются.
Найдя нужные книги, надо изучить их библиографическое описание и аннотацию. Библиография - это научное, систематизированное описание книг и других изданий, где указываются все выходные данные о книге. Выходные данные содержат обязательно следующую информацию: фамилия автора, название книги, издательство, год издания, объем книги. Дополнительно может быть указано: фамилии редакторов, тираж, в какой серии издана книга.
Аннотация - это краткая библиографическая справка, характеристика содержания книги, статьи. Аннотация помогает быстро создать представление о содержании и особенностях, найденных с помощью библиографии книг, выделить из них те, которые надо проработать в первую очередь и основательно, а достаточно только просмотреть.
Распределив с помощью аннотации книги на две категории, начинаем работать. Если выбранный текст:
1) полностью соответствует теме, которую нужно детально изучить - составляем тезисы или подробный конспект;
2) раскрывает тему, которую нужно знать обзорно - записываем план;
3) содержит некоторую информацию относительно необходимой темы - делаем тематические выписки.
Конспект это краткое изложение основных идей, положений и выводов произведения, с приведением фактов, доказательств. Умение правильно вести конспект, правильно его оформить имеет большое значение. Записи должны быть компактными, их полезно распределять разными способами. При правильном осуществлении конспектирование, кроме лучшего усвоения материала, производится также умение точного изложения на бумаге теоретических и практических положений науки.
Тезисы - кратко сформулированные основные положения прочитанного текста, впитывают суть высказанного. Тезисы раскрывают суть всей текстовой информации. Тезисы делятся на такие виды: цитатные (отбор и запись авторских тезисов), свободные (формулировка основных положений собственным словам) и смешанные. Тезисы бывают простыми (записываются только утверждение автора) и сложными (отражена аргументация утверждений).
План - последовательный перечень основных вопросов или мікротем текста. План дает обзорное представление о книге.
Тематические выписки - фрагменты текста, которые касаются какой-то определенной темы. Выписки делаются в виде цитат.
Навыки рациональной организации работы с книгой обязательно касаются и бережного отношения к книге как к сокровищнице знаний человечества.
Помните, умение работать с книгой - это, пожалуй, главное учебное умение, которым нужно овладеть в школе, ибо оно лежит в основе компетентности человека.