АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ
Урок 52. ЧТЕНИЕ ПРИМЕРОВ НА УМНОЖЕНИЕ. НАЗВАНИЯ ЧИСЕЛ ПРИ УМНОЖЕНИИ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА УМНОЖЕНИЕ
Цель: ознакомить учащихся с названиями чисел при умножении; формировать умение читать примеры на умножение; закреплять вычислительные приемы сложения и вычитания; развивать умение решать задачи на умножение; развивать логическое мышление; воспитывать аккуратность.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
1. Проверка домашнего задания (с. 67, задачи 411; 412)
Задачи 411
- Прочитайте выражения, в которых вы исправили ошибки.
26 + 26 + 26 = 2 · 6 · 3 (26 · 3)
23 + 23 - 23 + 23 = 23 · 4 (23 + 23 + 23 + 23)
41 + 41 + 41 + 41 = 41 · 5 (41 · 4)
21 + 12 + 21 + 12 = 21 · 4 (21 + 21 + 21 + 21)
Задачи 412
- Сколько гривен надо заплатить за 6 дисков?
2. Устный счет
1) Магические квадраты.
2) Игра «Окошки».
3) Вычислить значения выражений. Замените примеры на сложение примерами на умножение, если это возможно.
8 + 8 + 8 + 8 + 8 =
5 + 5 + 5 + 5 =
8 + 9 + 9 + 45 =
13 + 13 + 13 =
27 + 73 =
4) Игра «Сравни!».
3. Минутка каллиграфии
- Уменьшите на 25 каждое из чисел: 50; 30; 60; 80.
- Увеличьте на 15 каждое из чисел: 15; 25; 35; 45.
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Сегодня на уроке вы узнаете, как называются числа при умножении.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа по учебнику (с. 67-68)
Задачи 412. Устное выполнение задания
- Какое число берется одинаковым слагаемым в каждом выражении?
- Сколько раз повторяется слагаемое?
Задача 413. Коллективное обработки материала
- Прочитайте названия чисел при умножении.
- Числа, которые умножают, называются множителями (7 - первый множитель 3, второй множитель); результат умножения называется произведением (21 - произведение); выражение 7 · 3 также называют произведением чисел 7 и 3.
Вывод: если между числами стоит знак (·), то такая запись называется произведением.
7 · 3 = 21
7 · 3 - произведение;
7 - первый множитель;
3 - второй множитель;
21 - значение произведения, или произведения.
Задача 414
Школьники вспоминают, как называются числа при умножении. Называют числа в равенствах. Вычисляют значение произведений в последнем столбике.
- Равенство 5 · 3 = 15 можно прочитать по-разному:
• по 5 взять 3 раза будет 15;
• 5 умножить на 3 равно 15;
• произведение чисел 5 и 3 равна 15;
• первый множитель 5, второй множитель 3, произведение 15.
Задача 415
Ученики доказывают, что это - задача, анализируют ее условие.
Во время решения задачи учитель подчеркивает, что если чашка стоит 3 гривны, то надо умножать 3 гривны на 4 чашки.
Задача 416*. Самостоятельное выполнение задания Один ученик работает у доски.
Брату 12 лет, а сестре 9. Сколько лет будет брату, когда сестре исполнится столько, сколько ему сейчас? (12 - 9 = 3; 12 + 3 = 15)
2. Физкультминутка
V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (см. приложение к уроку)
VИ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
С. 68, задача 417; 418.
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ 52
1. Работа над задачей
Сколько копеек в 5 монетах по 5 к.? Сколько копеек в 5 монетах по 2 к.?
- Запишите решение сложением и умножением.
2. Выполнение действий по образцу
- Какое число повторяется? Сколько раз?
3. Составление и решение задач
1) Съели - 7 и 15
Осталось - 8
Было - ?
2) Было - 32
Осталось - 6 и 8
Съели - ?
4. Офтальмологическая пауза
5. Решение логических задач
• Вероника и Люба имеют фамилии Рыбальченко и Детяткіна. Какая фамилия у каждой из девочек, если известно, что Люба и Рыбальченко одноклассницы? (Вероника Рыбальченко, Люба Детяткіна.)
• Три товарища - Саша, Сережа и Андрюша - имеют сестру. Имена девочек: Аленка, Оксанка, Галинка. На вопрос, как зовут сестру каждого из них, мальчики ответили:
Саша: «Мою сестру зовут Аленка».
Сережа: «Мою сестру зовут не Лена».
Андрюша: «Мою сестру зовут не Галинка».
Как зовут сестру каждого из мальчиков, если только один из них сказал правду?
(У Саши сестра Аленка, у Сережи - Оксанка, у Андрюши - Галинка)
|
Саша |
Сережа |
Андрюша |
Аленка |
+ |
- |
- |
Оксанка |
- |
+ |
- |
Галинка |
- |
- |
+ |