Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

АЛГЕБРА
Уроки для 7 классов

Урок № 53

Тема. Применение различных способов разложения многочленов на множители

 

Цель: отработать навыки применения различных способов разложения многочленов на множители; ознакомить учащихся со сферой применения разложения многочленов на множители как методического приема.

Тип урока: усвоение умений и навыков.

Ход урока

I. Организационный момент

@ Учитель побуждает учащихся к самопроверке готовности к работе; фиксирует фамилии отсутствующих и сообщает учащимся план работы на уроке.

 

II. Проверка домашнего задания

@ Для того чтобы проверка домашнего задания была эффективной, желательно не только проверить ответы (эту работу можно доверить ученикам-консультантам, которые сделают проверку к уроку), но осознать действия, что привели к этим ответам. Поэтому на этом этапе можно предложить учащимся следующую самостоятельную работу: с № 1 домашнего задания отдельно выписать номера тех задач, в которых:

1) вынесен за скобки общий множитель, а затем применен формулу разности квадратов;

2) вынесен за скобки общий множитель, а затем применен формулу квадрата разности (суммы) и т. д.

По выполнении этой работы учащиеся проводят самопроверку (правильные решения могут быть розданы или спроецированы на доску при наличии ТСО), а затем, в случае необходимости - коррекцию.

 

III. Формулировка цели и задач урока

@ На предыдущем уроке в начале изучения темы были выделены три основные задачи, цели. На этом уроке мы обращаемся к 2) и 3) пунктов (см. предыдущий урок).

 

IV. Актуализация опорных знаний, умений, навыков

Выполнение устных упражнений

1. Прочитайте выражения:

(0,1 х + у)2; (0,1 х)2 + у2; (0,1 х)2 - у2; (0,1 х)3 + у3; (2х)3 - у3.

2. Разложите на множители:

1) a2 - 5ab;

2) а2 - 25;

3) а2 - 0,36;

4) а2 + 4аb;

5) а3 - 125; 6) 64 - х3;

7) - а3;

8) а3 - 25а;

9) х2 - 6х + 5;

10) х22 - х20;

11) m3 + 2m2 + m;

12) х2n - 2n+2;

13) (а + 1)2 - 1;

14) (а + 1)2 - b2.

@ Желательно во время выполнения задания 2 устных упражнений комментировать свои действия в соответствии с алгоритмом применения различных способов разложения многочленов на множители.

 

V. Работа с опережающим домашним заданием

Учащиеся получают задания на заранее приготовленных индивидуальных карточках, это задание выполняется самостоятельно, а потом, как обычно, презентуется, корректируется, и на основании проделанной работы, формулируются выводы.

 

Задачи. Каждый из выражений:

1) х2 - 2ху + у2 - z2;

2) с2 + 9 - - k2;

3) m2 + 2mn + n2 - k2;

4) а2 - 8а - b2 +16;

5) а2 - b2 + а + b (записать в столбик);

6) 4х2 + у - 2х - у2;

7) с2 - b2 + с - b

подайте в виде алгебраической суммы двух многочленов (многочлена и одночлена) так, чтобы одно из слагаемых представлял собой полный квадрат двучлена, или разность квадратов. Результаты занесите в таблицу

 

Данное выражение

Его представление в виде суммы полного квадрата одночлена и

Коррекция

Его представление в виде суммы разницы квадратов и некоторого одночлена

Коррекция

Пример

1) х2 - 4ху + 4у2 - m2

(х2 - 4ху + 4у2) - m2

 

(х2 - m2) + (-4ху + 4у2)

 

 

VI. Изучение нового материала: знакомство с новыми способами действий

@Учитель предлагает задания.

Разложите на множители:

1) х2 - 2ху + у2 - z2;

2) а2 - b2 + а - b;

3) bх4 - х4 + bх3 - х3.

После проведения предварительного этапа урока большинство учащихся поймет, что делать, для других можно показать способ рассуждения, основанный на работе с алгоритмом разложения многочлена на множители с применением различных способов, то есть ход рассуждений может быть таким:

 

1) х2 - 2ху + у2 - z2

= (x2 - 2xy + y2) - z2

1) общего множителя нет;

формулы нет;

группируем, чтобы в группах был или общий множитель (невозможно) или формула (возможны такие группы: 1, 2, 3 и 4) или 1 и 4 и 2 и 3 (нет выхода);

(х - у)2 - z2 = (x - y - z)(x - y + z)

2) имеем формулу разность квадратов

2) a2 - b2 + a - b

= (а2 - b2) + (а - b)

1) см. выше, но группы такие: 1 и 2, 3 и 4, потому что в 1-й группе - формулы

= (а - b)(а + b) + (а - b) = (a - b)(a + b + 1)

2) имеем общий множитель (а - b), выносим его за скобки

 

Выводы. Примеры показывают, что алгоритм (см. предыдущий урок), к сожалению, срабатывает не всегда, поэтому надо знать о возможности использования приема, представленный этими двумя (см. выше) примерами. Этот прием можно назвать «ищи полный квадрат или разность квадратов».

 

3) bх4 - х4 + bx3 - х3

= (bx4 - x4) + (bх3 - х3)

= x4(b - 1) + x3(b - 1) =

1) имеем стандартное разложение методом группировки: группируем 1 и 2, 3 и 4

= (b - 1)(х4 + х3)

= x3(b - 1)(x + 1)

2) второй множитель имеет общий множитель х3

 

VII. Усвоение умений и навыков

@ He забываем отрабатывать прием «ищи квадраты».

Выполнение письменных упражнений

1. Разложите на множители:

1а. 1) с2 + 9 - 6с - k2; 2) х2 - а2 - 2аb - b2; 3) 4х2 - 4у - у2 - 4;

1б. 1) х2 - а2 + х - а; 2) 4х2 + у - 2х - у2; 3) 3,5х2 - 3,5у2 - х + у;

1в. 1) х2 - у2 + (х + у)2; 2) а2 + (а + 4)2 - 16; 3) 8а3 - 27b3 + 4a2 - 12ab + 9b2.

2. Решите уравнение:

1) х3 - х = 0;

2) 1,6у3 - 0,4 в = 0;

3) х3 - 4х2 - 4х + 16 = 0;

4) 2z3 - z2 = 8z - 4;

5) х4 - х3 - х2 + х = 0;

6) х3 - 2х2 + 4х - 8 = 0.

3* (дополнительно). Логическая упражнение на повторение.

Найдите пропущенное число или выражение:

 

15 - 4b

5b + 1

3b + 1 = 13

8 - 3b = 2

-1

?

 

VIII. Итоги урока

Впишите пропущенные выражения, чтобы цепочка равенств стал правильным:

(m - 2)2 + m2 - 4 = (m - 2)2 + (...)(...) = (m - 2)((...) + (m + 2)) = (m - 2)(...) = 2m(...).

 

IX. Домашнее задание

№ 1. Разложите на множители:

1) а2 - 2аb + b2 - 25;

2) х2 - 16b2 + 8bс - с2;

3) а3 - 27 + а2 - 3а;

4) 4х2 - 12ху + 9у2 - 4а2 - 4ab - b2;

5) b10 - 25b8 - 40b4 -16;

6) х2 - у2 - 6х + 9.

№ 2. Решите уравнение:

1) х3 - 4х = 0;

2) 1,2z3 - 0,3z = 0;

3) х3 - х2 - 9х + 9 = 0;

4*) 4у3 - у2 = 4у - 1 (ни в коем случае не делить на (4у - 1) - потеряем корень)

№ 3. Опережающее домашнее задание.

1. Повторите (за конспектом или учебником), что означает термин «выделить полный квадрат»).

2. Выделите полный квадрат в выражении:

1) х2 + 2х - 8;

2) а2 - 8а + 12;

3) 4с2 - 4с - 3;

4) х2 - 6xв + 5y2;

5) a2 + 12ab + 11b2;

6*) (х - 1)2 - 6(х - 1) + 8.

Замечания. В примере 6* можно для удобства заменить (х - 1) другим выражением, например, выделить полный квадрат относительно в, а затем выполнить обратную замену.