|
3. Ответы на вопросы, возникшие у учащихся во время выполнения домашнего задания.
II. Восприятие и осознание основных свойств логарифмов При выполнении преобразований выражений, содержащих логарифмы, при вычислениях и при решении уравнений, неравенств часто используются свойства логарифмов. Для любых а > 0, а ≠ 1 и любых положительных х и у выполняются равенства: 1. logа l = 0; 2. logаa = 1; 3. logа xy = logа x + logа y; 4. logа = logа x - logа y; 5. logа х р = p logа x (г R); 6. = loga x (p R); 7. loga x = (b > 0, b ≠ 1). Докажем равенства 3-7. По основной логарифмической тождеством(И) (II) Перемножив равенства (I) и (II), получаем: ху = · = , отсюда по определению логарифма имеем loga xy = loga x + loga y. Следовательно, логарифм произведения равен сумме логарифмов. Разделив равенства (I) и (II), получаем: = , отсюда по определению логарифма имеем: loga = loga x - loga в. Следовательно, логарифм доли равен разности логарифмов. Поднеся левую и правую части равенства (И) в степень с показателем р, имеем: (III) отсюда по определению логарифма имеем: logа х р = p logа x. Следовательно, логарифм степени равен произведению показателя степени на логарифм основания этой степени. Из равенства (III) имеем: , отсюда по определению логарифма имеем: , тогда p; . Формула 7 называется формулой перехода от одного основания логарифма к второй основы. Докажем ее. По правилу логарифмирования степени (формула 5) и основной логарифмической тождественностью получаем: , отсюда logb х = loga х · logb a или loga = . С помощью формулы 7 можно находить логарифмы, с произвольным основанием а, имея таблицы логарифмов, составленных для какой-нибудь основанию b. Наиболее употребляемыми являются таблицы десятичных и натуральных логарифмов.
III. Осмысление основных свойств логарифмов 1. Рассмотрим примеры использования формул 3-7. Вычислим: 1) log6 18 + log6 2 = log6(18 - 2) = log6 36 = 2; 2) log12 48 - log12 4 = log6 = log12 12 = 1; 3) log6 = log6 = log6 3 = · 1 = ; 4) log125 5 = log125 5 = log5 5 = · 1 = ; 5) = log4 16 = log4 42 = 2 log4 4 = 2 · 1 = 2. 2. Используя калькулятор (или таблицы), вычислим: 1) log3 2 = ; 2) log3 2 = . 3. Выполнение упражнений № 29, 30.
IV. Восприятие и осознание логарифмирование и потенцирование выражений Действие нахождения логарифма числа (выражения) называется логарифмуванням. Пример. Прологарифмуйте выражение у = . Решение lg y = lg = lg (a2b2) - lg c3 = lg a2 + lg b2 - lg c3 = 2 lga + 2 lg b - 3 lg c. Действие, обратная логарифмирования, называется потенцированием. Потенцирование - нахождение числа (выражения) по его логарифмом. Пример. Пропотенціюйте выражение lg х = lg 5а - 3 lg b + 4 lg c. Решение lg x = lg 5a - 3 lg b + 4 lg c; lg x = lg - lg b3 + lg c4; lg x = lg - lg b3 + lg c4; lg x = lg ( · с4) - lg b3; lg x = lg ; x = . Выполнение упражнений№ 24 (4), 31 (4).
V. Подведение итогов урока
VI. Домашнее задание Глава V § 1. Вопросы и задания для повторения № 6-14. Упражнения№ 24 (2), 27, 28, 31 (3).
|
|