География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ГЕОГРАФИИ
7 класс

Раздел II

МАТЕРИКИ

Урок № 54 (вариант А)

Тема. КРУПНЕЙШИЕ РАВНИНЫ И ГОРЫ ЕВРАЗИИ. РАЗЛИЧИЯ В РЕЛЬЕФЕ РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ МАТЕРИКА. ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ, ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЯ

 

Цель: определить общие особенности рельефа Евразии, выяснить закономерности распространения основных форм рельефа по территории материка, выявить характерные различия рельефа Европы и Азии, определить крупнейшие месторождения полезных ископаемых и закономерности их залегания на территории материка, продолжать формировать умение навыков работы с различными видами карт, учебником, тетрадью, развивать навыки связной речи, воспитывать уважение к мнению других учеников.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: атласы, тетради, слайды для мультимедийной доски с изображением разнообразных форм рельефа и ландшафтов Евразии, заполненная таблица в тетради, по которой работают ученики, таблички с названиями полезных ископаемых и их условными обозначениями, набор магнитов.

Опорные и базовые понятия: основные формы рельефа, горы (низкие, средние, высокие), равнины (низменности, возвышенности, плоскогорья), полезные ископаемые (магматического, метаморфического, осадочного происхождения), топливные, рудные, нерудные полезные ископаемые.

Географическая номенклатура: горы: Альпы, Пиренеи, Апеннины, Карпаты, Крымские, Скандинавские, Уральские, Кавказ, Тянь-Шань, Гималаи (г. Джомолунґма); равнины: Восточно-европейская, западно-сибирская, Великая Китайская низменности: Прикаспийская, Индо-Гангская, Месопотамская Среднерусская возвышенность; плоскогорья: Среднесибирское, Декан; нагорья: Тибет, Иранское; вулканы: Гекла, Этна, Везувий, Ключевская Сопка, Фудзияма, Кракатау; платформы: Восточно-европейская, Сибирская, Тарімська, Аравийская, Индостанская, западно-сибирская, Туранская; геосинклінальні пояса: Альпийско-Гималайский, Тихоокеанское «Огненное кольцо», щиты: Балтийский, Украинский.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Организационный момент

Показ изображений форм рельефа Евразии. Определение учащимися с помощью учителя цели и задач в соответствии с темой урока.

 

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

1). Прием «Мозговой штурм»

Определение основных видов полезных ископаемых по их происхождению (магматические, метаморфические, осадочные) и использованием в хозяйственной деятельности человека (топливные, рудные, нерудные полезные ископаемые). Отбор условных обозначений. Прикрепление их на доске в таблицу:

 

Вид ископаемых

Топливные

Рудные

Нерудные

Название

Условное обозначение

Название

Условное обозначение

Название

Условное обозначение

Осадочные

 

 

 

 

 

 

Магматические

 

 

 

 

 

 

Метаморфические

 

 

 

 

 

 

 

2). Прием «Эстафета»

Каждый ученик класса по очереди с первой парты до последней добавляет одно предложение ответа на вопрос:

1. Вспомните из предыдущего материала определение основных форм рельефа.

2. Назовите принципы их обозначения на карте.

3. Назовите группы полезных ископаемых по способу их образования.

4. Определите связь между тектоникой и рельефом.

3). Прием «Дерево решений»

На изготовленной на большом листе бумаги схеме в пустые места для терминов и понятий каждая группа прикрепляет слова (равнина, возвышенность, горы, хребет, нагорье, платформа, плита, щит, низменность и др.).

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Прием «Проблемный вопрос»

Все компоненты природы взаимосвязаны, даже если на первый взгляд кажется, что связи не существует. Следовательно, необходимо изучать рельеф материка, чтобы увидеть причины проявления других природных явлений, таких, как, например, особенности климата, закономерности размещения природных зон, расположение бассейнов рек, развитие и размещение отраслей хозяйства, найти ответ на вопрос: почему большие площади материка Евразия заняты континентальным типом климата, почему большое количество рек материка несет свои воды в Северный Ледовитый океан? И на много других. Итак, попробуем найти ответы на эти и другие вопросы.

 

IV. Вивчення нового материала

1. Прием «Творческая лаборатория»

Задача 1. Проанализируйте карты атласа и определите общие закономерности распределения основных форм рельефа по территорий Европы и Азии (в Европе горы занимают 17 % территории, а в Азии 75 %).

Задание 2. Сравните загальногеографічну и тектоническую карты, сделайте вывод о причинах различий в распределении основных форм рельефа.

Задача 3. Определите крупнейшие объекты рельефа.

2. Прием «Аукцион»

Ученики по очереди называют различные формы рельефа материка, показывают их на физической карте и одним предложением дают их характеристику.

3. Прием «Картографическая лаборатория»

Задачи. Обозначьте и подпишите в контурной карте основные формы рельефа материка (работа заканчивается дома).

4. Прием «Дерево решений»

На схему, с которой работали в начале урока, учащиеся прикрепляют таблички с надписями крупнейших месторождений полезных ископаемых.

 

V. Закрепление изученного материала

Прием «географическая лаборатория»

Задачи. Завершить заполнение таблицы, начатой на предыдущих уроках (см. урок № 53 (вариант А)).

 

VИ. Итог урока

1. Прием «личные примеры»

Ученики рассказывают о рельефе материка (опережающее домашнее задание).

2. Прием «делаю вывод»

• Опускание и поднимание в Европе происходят в разных местах, но без резких толчков и землетрясений. Например, медленно опускаются южные берега Северного моря. В Нидерландах берег опускается примерно на 3 м за века, и значительная часть этой страны лежит ниже уровня моря. Поэтому в Нидерландах и в северо-западной Германии сооружены большие плотины для защиты низких берегов от затопления морем. Наоборот, берега северной Скандинавии и Финляндии поднимаются возле Ботнического залива примерно на 1 м за столетие.

• Деятельность подземных сил в пределах Азии очень активная. Об этом свидетельствуют частые землетрясения и многочисленные действующие вулканы. Для земледелия поверхность Азии мало пригодна. Здесь много каменистых площадей, скоплений гор, крутых склонов, уступов, ущелий. Много высоких областей, где земледелие вовсе невозможно. Центральные ее части отделены высокими хребтами от побережья, а это затрудняет сообщение и делает климат внутренних областей сухим. И все же низменности занимают четверть Азии и общей своей площади превышают Европу. Особенно пригодны для земледелия низменности Индо-Гангская и Великая Китайская.

 

VII. Домашнее задание

• Проработать соответствующий текст учебника.

• Закончить нанесение на контурную карту основных форм рельефа материка Евразия, завершить оформление таблицы.

 

Дополнительный материал к уроку

• Высочайшая вершина мира имеет три названия. Одна из них - Эверест, была дана в честь британского полковника Дж. Эвереста. Местные же названия значительно поетичніші. Джомолунґма в переводе с индийского означает «Мать богов Земли».

• Массив Монблан привлекает многочисленных альпинистов. Надо отметить, что впервые на Монблан поднялся швейцарский крестьянин Жак Бальма 7 августа 1786 года. Теперь эту дату считают началом мирового альпинизма.

• Самое большое и самое высокое нагорье земного шара - Тибет. Там практически нет растительности, поэтому местность выглядит как пустыня. Но именно здесь берут свое начало такие великие реки Азии, как Брахмапутра, Инд, Меконг, Хуанхэ и Янцзы. Кроме того, нагорье очень богат озерами. Здесь есть даже гейзеры и горячие источники.