География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ГЕОГРАФИИ
7 класс

Раздел II

МАТЕРИКИ

Урок № 53 (вариант Б)

Тема. ОТЛИЧИЕ ЕВРАЗИИ ПО ГЕОЛОГИЧЕСКОМУ СТРОЕНИЮ ОТ ДРУГИХ МАТЕРИКОВ. ДРЕВНИЕ МАТЕРИКОВЫЕ ОЛЕДЕНЕНИЯ. СЕЙСМИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ЗОНЫ

 

Цель: сравнить геологическое строение Евразии с другими материками и определить различия; выяснить влияние древнего материкового оледенения на рельеф материка, определить размещение сейсмически активных зон на материке Евразия, объяснить причины их существования и размещения; развивать навыки работы с различными источниками географических знаний; формировать умение обобщать, сравнивать, делать выводы.

Тип урока: комбинированный.

Опорные и базовые понятия: тектонические движения, сейсмически активные зоны, материковые оледенения, вулканы, землетрясения, литосферная плита, области складчатости, платформа, геология, геохронологическая таблица, горные породы.

Номенклатура: горы: Альпы, Пиренеи, Апеннины, Карпаты, Крымские, Скандинавские, Уральские, Кавказ, Тянь-Шань, Гималаи (г. Джомолунґма); равнины: Восточно-европейская, западно-сибирская, Великая Китайская; низменности: Прикаспийская, Индо-Гангская, Месопотамская; Среднерусская возвышенность; плоскогорья: Среднесибирское, Декан; нагорья: Тибет, Иранское; вулканы: Гекла, Этна, Везувий, Ключевская Сопка, Фудзияма, Кракатау; литосферные плиты: Евразийская, Аравийская, Тихоокеанская, Индо-Австралийская.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Организационный момент

Определение цели и задач урока в соответствии с темой, уровня готовности учащихся к уроку

 

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

1). Прием «Интеллектуальная разминка»

• С помощью тектонической карты Евразии определите количество литосферных плит, из которых состоит материк Евразия.

• Найдите на карте места на материке, где больше всего вулканов.

• Вспомните, в каких странах чаще всего происходят землетрясения.

2). Прием «Экспресс-тест»

1. Материк Евразия:

а) пересекается экватором и 180-м меридианом;

б) пересекается экватором и пересекается 180-ым меридианом;

в) не пересекается экватором и пересекается 180-ым меридианом;

г) не пересекается ни экватором, ни 180-м меридианом.

2. Материки расположены в Евразии ближе других:

а) Южная Америка и Северная Америка;

б) Северная Америка и Африка;

в) Африка и Австралия;

г) Австралия и Антарктида.

3. Число океанов, омывающих территорию Евразии:

а) один; б) два; в) три; г) четыре.

4. Крайние точки материка, названные в честь русских путешественников.

а) северная и восточная; б) восточная и южная; в) южная и западная; г) западная и северная.

5. Российские путешественники П. Семенов и М. Пржевальский исследовали... Азию.

а) Южную; б) Восток; в) Центральный; г) Западную.

6. «Большим Каменным носом» раньше назывался мыс:

а) Канин Нос; б) Судьбы; в) Челюськін; г) Дежнева.

7. Страна «льда и огня»:

а) Швеция; б) Финляндия; в) Исландия; г) Италия.

8. Родиной путешественников-исследователей Г. Амундсена, Ф. Нансена, Т. Хейердала является:

а) Швеция; б) Норвегия; в) Дания; г) Германия.

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Учитель. Ежегодно сейсмологи регистрируют примерно 500 тысяч землетрясений различной силы. Из них 100 тысяч ощущаются людьми и 1000 причиняют ущерб.

Сегодня на уроке нам нужно выяснить, в чем заключается различие между геологическим строением Евразии и других материков, и объяснить, почему на материке так много вулканов и так часто происходят землетрясения.

 

IV. Изучение нового материала

1. Прием «географическая лаборатория»

Задачи. Рассматривая тектоническую карту Евразии, определите, из каких литосферных плит состоит материк.

2. Прием «Делаю вывод»

По размерам Евразия - самый большой материк, формирования его территории происходило на протяжении длительного периода, это, конечно, повлияло на тектоническую структуру. Итак, это материк который состоит из наибольшего количества литосферных плит в сравнении с другими материками.

3. Прием «Географическая мозаика»

Вопрос. Вспомните, какие тектонические структуры вы знаете. Назовите определение этих терминов.

4. Рассказ учителя о геологическую историю формирования Евразии.

5. Прием «Путешествие»

Задачи. Совершите путешествие материком и с помощью тектонической и физической карт определите период горообразования основных горных систем материка. Заполните таблицу:

 

Горная система

Период горообразования

1

Тянь-Шань

 

2

Алтай

 

3

Саяны

 

4

Верхоянский хребет

 

5

хребет Черского

 

6

Гималаи

 

7

Кавказ

 

8

Памир

 

9

Гиндукуш

 

 

6. Прием «Картографическая лаборатория»

Задачи. Нанесите на контурную карту и подпишите названия наиболее известных вулканов Евразии. Ключевская Сопка (Камчатка) Фудзияма (Япония), Апо (Филиппины), Кракатау (Зондские острова).

 

V. Закрепление изученного материала

1. Прием «Блицопрос»

• Назовите литосферные плиты, что лежат в основе Евразии.

• Назовите складчатое сооружение, расположенное между Европой и Азией.

• До каких пределов территории Украины доходил ледник?

• На каких островах расположен вулкан Кракатау?

• Назовите самую высокую горную систему мира.

• Приведите пример гор каледонской и герцинской складчатости.

• Как называется стойка сравнению выровнена участок суши?

• Какая молодая горная система расположена в Европе?

2. Прием «личные примеры»

Ученики рассказывают о отдельные формы рельефа (опережающее домашнее задание).

 

VI. Итог урока

Прием «Делаю вывод»

Ученики делают выводы относительно различий между геологическим строением Евразии и других материков. Объясняют, почему на материке так много вулканов и так часто происходят землетрясения.

 

VII. Домашнее задание

• Проработать соответствующий материал в учебнике.

• Составить географическую сказку-путешествие в геологическое прошлое Евразии.

• Написать «Письмо двийочника».

• Составить географический кроссворд с использованием изученной географической номенклатуры.

 

Дополнительный материал к уроку

• Ключевская Сопка - вулкан. На Камчатке «сопка» означает вулкан. Название Ключевская - по расположению вблизи поселка Ключи и реки Ключовка в местности, где имеется значительное количество источников.

• Кракатау - высота 813 м, яванском языке «Кракатау» означает шумный.

• Самые большие разрушения причинило землетрясение Шинсай (то есть Великое), случившееся на равнине Кванто в Японии 1 сентября 1923 года (сила толчка достигала 8,2 балла). В результате морское дно в заливе Саґами опустилось на 400 м! По официальным сообщениям, число погибших превысило 140 000 человек. В городах Токио и Иокогаме было разрушено 575 000 домов, а сумма ущерба (по современному курсу) составила 17 млрд фунтов стерлингов.

• Вероятно, больше всего людей погибло в результате землетрясения летом 1201 года на Ближнем Востоке и Восточном Средиземноморье. Количество жертв этого страшного стихийного бедствия составила свыше одного миллиона человек. Самое большое число жертв в наше время зарегистрировано при Тянь - Шаньському землетрясении (силой почти 8 баллов по шкале Рихтера), что состоялся в Восточном Китае в 1976 г. Тогда погибло около 700 тысяч человек.

• Слово «вулкан» произошло от названия средиземноморского острова Вулкано. Остров же назван в честь древнегреческого бога огня Вулкана, поскольку образовался из застывшей магмы.