География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ГЕОГРАФИИ
7 класс

Раздел II

МАТЕРИКИ

Урок № 54 (вариант Б)

Тема. КРУПНЕЙШИЕ РАВНИНЫ И ГОРЫ ЕВРАЗИИ. РАЗЛИЧИЯ В РЕЛЬЕФЕ РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ МАТЕРИКА. ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ, ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЯ

 

Цель: установить основные особенности рельефа материка, выяснить закономерности размещения форм рельефа и месторождений полезных ископаемых Евразии, определить крупнейшие бассейны и месторождения полезных ископаемых на материке, развивать навыки работы с картами атласа, формировать логическое мышление, навыки моделирования явлений и процессов.

Тип урока: комбинированный.

Опорные и базовые понятия: равнина, низменность, возвышенность, плоскогорье, нагорье, рельеф, горы, полезные ископаемые (топливные, рудные, нерудные, осадочные, магматические, метаморфические).

Географическая номенклатура: горы: Альпы, Пиренеи, Апеннины, Карпаты, Крымские, Скандинавские, Уральские, Кавказ, Тянь-шань, Гималаи (г. Джомолунґма); равнины: Восточно-европейская, западно-сибирская, Великая Китайская; низменности: Прикаспийская, Индо-Гангская, Месопотамская; Среднерусская возвышенность; плоскогорья: Среднесибирское, Декан; нагорья: Тибет, Иранское; вулканы: Гекла, Этна, Везувий, Ключевская Сопка, Фудзияма, Кракатау; платформы: Восточно-европейская, Сибирская, Тарімська, Аравийская, Индостанская, западно-сибирская, Туранская; геосинклінальні пояса: Альпийско-Гималайский, Тихоокеанское «Огненное кольцо»; щиты: Балтийский, Украинский.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

1. Прием «Дерево решений»

• Вспомните, что такое рельеф, назовите примеры и покажите на карте основные формы рельефа.

• Что такое полезные ископаемые, на какие группы они делятся по способу образования и с целью использования их в хозяйственной деятельности человека?

2. Прием «Блицопрос»

• Что такое рельеф, основные формы рельефа вы знаете?

• Как различаются горы по высоте?

• Как различаются равнины по высоте?

• Какие полезные ископаемые добывают в нашей местности?

3. Прием «Аукцион»

Учащиеся называют основные тектонические структуры, области вулканизма и сейсмически активные районы материка, показывают их на карте.

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Прием «Проблемный вопрос»

Посмотрите на карту и назовите формы рельефа, преобладают на материке Евразия. Вспомните, какие полезные ископаемые приурочены к которым

тектонических структур. Соответствует ли расположение форм рельефа и месторождений полезных ископаемых на материке Евразия общим законам?

 

IV. Изучение нового материала

1. Прием «географическая лаборатория»

Задачи. Рассмотрите карту материка. Какие формы преобладают в рельефе? Назовите эти формы рельефа Евразии.

Ученики, работая в паре, называют определенные формы рельефа структуры, которая изображена на «дереве решений» на доске, показывают их на карте, дополняют свой рассказ материалам опережающего домашнего задания.

2. Прием «Картографическая лаборатория»

Задачи. Найдите на карте атласа основные месторождения полезных ископаемых, нанесите их условными обозначениями на контурную карту, дополните таблицу в тетради.

 

 

Название полезных ископаемых

Название бассейна, месторождения

Регион расположения

Условия образования

Европа

Топливные

Каменный уголь

Рурский

Германия

 

Рудные

Железная руда

КМА

 

 

Нерудные

 

 

 

 

Азия

Топливные

Нефть и газ

Месопотамский прогиб

 

 

Рудные

 

 

 

 

Нерудные

 

 

 

 

 

V. Закрепление изученного материала

1. Прием «Аукцион»

Ученики по очереди в быстром темпе называют формы рельефа (месторождения полезных ископаемых) и показывают их на карте.

2. Прием «Лови ошибку картографа»

Учащиеся показывают на карте формы рельефа и месторождения полезных ископаемых и допускают ошибки. Остальные ученики внимательно слушают, находят ошибки и исправляют их.

3. Прием «Блицопрос»

• Что такое рельеф?

• Какие формы рельефа преобладают на материке Евразия?

• Какая связь между расположением на материке форм рельефа и геологическим строением материка? Приведите примеры.

• На какие группы распределяются полезные ископаемые за использованием их в хозяйственной деятельности человека? Приведите примеры.

• Есть ли связь и какая между геологическим строением и размещением полезных ископаемых на материке Евразия? Приведите примеры.

4. Прием «личные примеры»

Ученики дополняют материал урока дополнительными сообщениями о рельеф и месторождения полезных ископаемых.

 

VI. Итог урока

1. Прием «Делаю вывод»

Учащиеся под руководством учителя делают вывод о разнообразии форм рельефа и полезных ископаемых на материке, расположение их месторождений. Могут сделать предсказания об особенностях размещения населения на территории материка, что будет связано с использованием месторождений полезных ископаемых.

 

VII. Домашнее задание

• Проработать соответствующий материал учебника.

• Подготовить дополнительный материал об особенностях климата материка Евразия.

• Составить кроссворды с использованием номенклатуры, который изучался на уроке.

• Составить воображаемое путешествие в мир минералов Евразии.

 

Дополнительный материал к уроку

• Глина вместо мыла. Земля вулканического острова Кімалос, которая принадлежит Греции, состоит из очень жирной и мыльной глины, которую местные жители используют как мыло, моют ею и стирают белье. В дождливую погоду весь остров словно «намилюється» белой пеной.