Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

ФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - одна из краеугольных категорий марксист, социальной философии. Введенное К.Марксом, который впервые ввел термин "сусп. формация". Термин "формация", заимствованный Марксом по геологии, в единстве его диахронического и синхронічного измерений удачно "схватывает" общество - одновременно как процесс и структуру, формирование и состояние, последовательность и систему. Избегая однозначного толкования Ф. с.-е., Маркс рассматривает ее как понятие полісемантичне и определяет как основные следующие значения Ф. с.-э.: экон. структура общества на протяжении всего его истор. существования; одна из трех больших стадий истории человечества - первоначальная Ф. с.-е. (докласове общество), третичная Ф. с.-е. (бесклассовое общество); истор. степень (тип) развития общества; истор. определена совокупность сусп. отношений; истор. определенная совокупность производственных отношений. Основные термины: Ф. с.-е. - когда речь идет о совокупности производственных отношений, и "сусп. формация" - когда речь идет, скажем, о совокупность сусп. отношений вообще. Относительно первобытного общества, то Маркс употреблял термин "сусп. формация", причем кое - в множественном числе. Кроме этих он пользовался и терминами "истор. формация", "экон. формация", "формация сусп. в-ва" и т.д.

Еще одно значение Ф. с.-е. - "социальный организм" - встречается у Ленина. Однако в целом в марксизме, особенно в его советов. варианте, Ф. с.-э. постепенно начинает толковаться все более единодушно и однозначнее как истор. степень (тип) общества, а формационный подход заметно обедняется, вращаясь формаційним редукціонізмом. Это нашло свое выражение в возведении всемирно-истор. процесса - во всем объеме его как пространственных, так и временных характеристик - к п'ятичленки Ф. с.-е. (первобытнообщинная, рабовладельческая, фіеодальна, капиталист., коммунист.) как единственно правильной его периодизации. Истолковывая всемирно-истор. процесс как монолінійний восходящий пятичленный формационный ряд, исследователям, однако, все труднее было искусственно подгонять под эту схему все многообразие социально-истор. процессов, все более наглядно доказывало несостоятельность претензий информационного подхода на все общ. и монополию на истину как в диахроническом, так и в синхронічному измерении. В диахроническом аспекте история культур ни Америки, ни Африки, ни Австралии или Азии в формационную линию развития не укладываются. Да и история подавляющего большинства народов Европы, на материалах которой в основном и создавалась формаційна теория, подлежит этой схеме с немалыми натяжками.

Итак, по истории большинства регионов планеты формаційна последовательность предстает как универсалистская теорет. возможна модель, которая реализуется в них в лучшем случае лишь частично. В структурном синхронном срезе формационный подход, давая в ряде случаев позволяет выявить существенные закономерности строения, функционирования и развития общества индустриального типа, все же приводил к неоправданно упрощенного понимания жизнедеятельности общества, фокусируясь на сведении в одной плоскости размытие явлений в каждой из сфер сусп. жизни. В сфере материального в-ва многообразие экон. связей редуцируется к совокупности господствующих производственных отношений, многоукладность рассматривается как явление нежелательное, что подлежит исключению. В сфере социальной отношения людей сводятся по сути к классовым, другие же рассматриваются в лучшем случае как маргинальные. В полет, сфере - акцентируется на гос.-парт. образованиях и рассмотрении государства как орудия сугубо классового господства с недооценкой ее социокультурного значения. И, наконец, в сфере духовной - отражение разнообразие проявлений духовной жизни только в одну, ідеол. плоскость, к тому же с ориентацией на господство одной и единой идеологии. Во многом адекватно отражая коллизии индустриального общества, с нач. переходного периода к обществу постиндустриальному, гипертрофированный формационный подход сталкивается с рядом серьезных трудностей, преодоление которых ставит его перед необходимостью пересмотра своих позиций и интервала действенности.