Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

ФРЕЙД (FREUD) Зигмунд (06.05.1856 - 23.09.1939, - австр. невропатолог, психиатр, психолог, социальный мыслитель; создатель теории и метода психоанализа.

Система Ф. включает три главные компоненты: теорию бессознательного, учение о детской сексуальности и теорию сновидений. Наиболее существенная часть его психоаналіт. социологии - учение о человеке, которое представляет собой совокупность різнопорядкових концепций о природе и сущности человека, его психику, структуру личности и развитие, причины и механизмы ее деятельности и поведения в различных социальных сообществах. По Ф,, изначальной основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческому организму. Ведущую роль в организации жизнедеятельности играют различные биол. механизмы, напр. такие, как заложенные от рождения поезда до инцеста (кровозмішування), каннибализма (людоедства) и жажда убийства, которые влияют на всю психическую деятельность человека и его поведение. Особенно важную роль играют два всеобъемлющие космические инстинкты: Эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт самосохранения) и Танатос (инстинкт смерти, агрессии, деструкции, разрушения). Эти инстинкты - главная движущая сила прогресса. Подавления эротического влечения морально-волевыми ограничениями, к чему принуждают социальные нормы и запреты (табу), является причиной возникновения неврозов и других невротических состояний и неизбежно приводит к изменению человеческой личности. Ф. провозгласил сексуальный инстинкт главной детерминантой человеческой деятельности. Носителем этого инстинкта является заг» психическая энергия, которая имеет сексуальный характер (либидо). Но внешние запреты относительно удовлетворения сексуальных влечений обуславливают процессы вытеснения, когда осознанное сексуальное влечение через влияние внешних факторов оценивается субъектом как недопустимый и загоняется в сферу бессознательного, но не исчезает там бесследно, а напоминает о себе импульсами, которые вызывают у человека страх, тревогу, обусловливают неврозы, расстройство психики.

Процесс сублимации (через те же внешние обстоятельства и моральные принципы человека) заключается в направлении и превращении энергии либидо на социально приемлемые формы деятельности. Она может сублімуватися на различные объекты и находить выход в различных видах человеческой деятельности - от элементарных фізіол. актов к наукам, и худ. творчества. Это положение определило характер учения Ф., одной из характерных особенностей которого стал пансексуалізм. Ф, также разработал концепцию комплексов, совокупности неосознанных эмоционально окрашенных представлений (комплексы Эдипа, кастрации и неполноценности), которые влияют на поведение и здоровье человека. Именно в едіповій ситуации видел Ф. комплексную сердцевину всех неврозов. Важным компонентом психосоціол. теории Ф. является учение о трех принципах психической деятельности: принципы постоянства, удовольствия и реальности, совокупное действие которых обеспечивает формирование и функционирование личности и представляет собой мощный мотивационный стимул деятельности.

С расширением разработки психоаналіт. учение Ф уделял больше внимания филос.-соціол. проблемам, среди которых ведущее место занимали вопросы культуры, религии, межличностных отношений, психологии масс, стали существенным элементом социологии Ф. Также важной составной частью его социологии является психоаналіт. интерпретация разнообразных феноменов межличностных отношений и психологии масс, в которой главное место занимает анализ природы социальных связей, исследование сущности организаций и групп, изучение явлений массовой психологии и поведения различных социальных общностей, среди которых Ф. особенно выделял две опорные типа: толпа и массу. Стремление познать сущность массы на основе анализа роли вождя привело Ф. к гипертрофирования роли выдающейся личности в истор. процессе. Социальную структуру он усматривал преимущественно в патріоцентристському плане, рассматривая фактически одну стратифікаційну схему вождь - элита - массы" (хотя иногда он говорил и о классовой структуре). Имея в виду лишь авторитарную форму лидерства, Ф. считал, что массы всегда ищут вождя, поклоняются ему, желают отказа от самостоятельности и ответственности. Идеализация вождя и идентификация с ним, по Ф., - один из главных механизмов внутри-групповой солидарности и социального господства. Представления Ф. о структуре общества и о его динамику весьма расплывчаты. Нечеткость социальных позиций Ф. привела к возникновению в рамках фрейдизма неофрейдизму и постфрейдизму, достаточно далеких друг от друга консервативных, либеральных и радикалістських социальных теорий.

Учение Ф. стало основой многих направлений и школ в различных областях знания. Психоаналіт. ориентация оказалась очень распространенной и в социологии. Концепцию Ф. развивали его последователи и ученики, на ее основе возникли такие течения, как неофрейдизм (Хорни, Фромм, Салливан), фрейдомарксизм (Маркузе, Райх), многочисленные направления в лингвистике, герменевтике. Принципы психоанализа широко применяются в исследованиях проблем социализации личности, в изучении безработицы, в полет, психологии,

Тв.: Введение в психоанализа: Лекции. М.» 1991; Психоаналитические этюды. М., 1991; "Я" и "Оно". Труды разных лет. Кн. 1, 2. Тбилиси, 1991.